Библиотека имени В.М. Шукшина

 Календарь кумандинцев

 

Время и календарь в традиционной культуре кумандинцев

кумандинский календарь  Календарь в традиционной культуре кумандинцев, является древнейшим показателем культуры.

 Сведения о календарных системах населения Северного Алтая относятся к концу XVII - началу XVIII вв. и содержатся в работах известных учёных И. Г. Георги и Г. И. Спасского.

 Первые упоминания о кумандинском календаре были в работе Ф. А. Сатлаева в 1974 году. Позднее В. Д. Славнин дал более подробное его описание по месяцам с перечнем хозяйственных занятий кумандинцев.

  Основной единицей измерения времени у кумандинцев являлись - сутки «кун-тун, конок», которые подразделялись на 12 отрезков, шесть из которых приходились на день «кун», а другие - на ночь «танг». Отрезки, приходившиеся на день, имели следующие названия: рассвет «танг чарчит», восход солнца «кун шикчит», время перед полуднем «кун тушся кыйканда», полдень «кун туш», время после полудня «кун туш кыйпарда» и закат солнца «кун ашчит».

 Названия этапов ночи были следующими: солнце закатилось «кун ашпан», сумерки «по-зям капчит», наступила ночь «танг кирпарды», полночь «орто танг», ночь перед утром «танг чарар алтында», перед восходом «танг чаранда».

 Точное время дня, как указывал В. Д. Славнин, кумандинцы определяли по Солнцу, точнее - по длине тени стоящего человека: она может быть равна росту человека, длиннее его на голову, на две головы и т.д.; а ночное время узнавали по положению луны на небосводе и по высоте её над горизонтом. Следующей единицей измерения времени являлась неделя «порсан». Названия дней недели: воскресенье «порсан», понедельник, наутро после воскресенья «порсан эртези кун», вторник, послезавтра «пюрсюн», среда «айзюнг», четверг, день после среды «айзюнунг эртези кун», пятница, послезавтра после среды «айзю-нунг пюрсюну», суббота, третий день после среды «айзюнунг айзюну».

  У кумандинцев Красногорского района существовал пятидневный счёт: позавчера «пашкыпак», вчера «кичен», сегодня «пьин», завтра «танде», послезавтра «поршегы».

  Год «чил» состоял из четырех сезонов: весна «час», лето «ай», осень «кус», зима «кыш». В году насчитывалось 12 лунных месяцев «пир чил полунчит он эки айларга».

  Начало нового календарного месяца кумандинцы определяли и исчисляли по фазам луны, начиная с новолуния: месяц с одной головой на наполнение «пир башту ай тол шикчит». Считалось, что новый месяц с каждыми новыми сутками растёт, полнеет на ай «кожулчит, тол шикчит». Все последующее время до полнолуния «толо ай» у месяца ежесуточно прибавлялось по одной голове: первые 15 дней луны «айдынъ дьанъы». В полнолуние говорили: новый месяц пополнел, пятнадцать голов исполнилось «толпартыр онбеш башпутпартыр». С шестнадцатых суток месяц начинал худеть на одну голову «ай алтырчит, коропчит». Новолуние называлось «айдынь дъань-ыда». Выделялись также следующие фазы: маленькая луна «ай на», большая луна «ай ктеги», убывающая луна «ай ахтырчин», луна скоро исчезнет «ай кунер». Временной отрезок длинною в месяц назывался у кумандинцев - «айлык».

  Время роста месяца считалось чистым периодом. К этому моменту приурочивали все важные дела - закладку жилищ, покупку скота, сев и уборку урожая и т.д. Вторая половина месяца, когда луна убывала, считалась опасной. В это время, по представлению кумандинцев, оживали злые духи. Особенно опасались безлунных ночей.

  Существует словарь Н. А. Баскакова, где приведены более лаконичные названия суточных отрезков: заря, утро, рассвет «танг», вечер «ээр», утро «эртин».

  Представленный способ определения времени по лунным фазам позволяет сделать вывод, что в прошлом традиционный календарь кумандинцев был лунным.

  В историческом сказании кумандинцев, записанном М. В. Кастараковым, исчисление времени привязано к фазам луны.

 «Путь героев этого сказания был так долог, что «месяц пошёл на ущерб и снова народился»

  В словаре В. И. Вербицкого также приведены подтверждение тому, что в прошлом у кумандинцев существовала развитая терминология для обозначения разных фаз луны.

  В литературе отсутствуют упоминания о том, что традиционный календарь кумандинцев имел какое-либо изображение. А потому изображение своего календаря, каким его представлял М.В. Кастараков, является, на наш взгляд, уникальным. Изображение выполнено на стенке берестяного охотничьего короба, изготовленного самим М. В. Кастараковым.

IMG_0396.JPG IMG_0401.JPG

В названиях месяцев в календаре кумандинского народа отразились природно-климатические условия территории их проживания, хозяйственные занятия и традиционные верования.

  • Назаров И. И. Время и календарь в традиционной культуре кумандинцев // Назаров И. И. Кумандинцы: традиционное хозяйство и материальная культура. – Барнаул, 2013. – С. 34-35.
  • Календарь кумандинцев // Кумандинцы. Мост через века: альманах /составитель В. Г. Визер, Н. М. Боаги(Суразакова), Г. М. Калинина. – Бийск, 2014. – С.42-47.


     Май

Май Месяц май, имеет три варианта перевода: «кыра ай», «кыра суртен ай», «кыра салчин ай». Они свидетельствуют о занятии в этот период времени земледелием. В данном случае – весенними работами на пашне («кыра» переводится – пашня).

 Земледелие кумандинцы освоили и получили навыки огородничества под влиянием русского населения: сеяли пшеницу, рожь, овёс, гречиху (вручную). Использовали каменные зернотёрки «пасак» и деревянные ступы «соко», в которых толкли ячменную крупу для приготовления национального блюда «кÿче». В большинстве случаев земледелие было натуральным, товарного зерна не производили. Инвентарь для работ на пашне и огороде изготавливали сами, либо выменивали на промысловый товар или приобретали у русских. Обмолачивали хлеб цепями, веяли на ветру, подбрасывая зерно деревянной лопатой вверх.

• Сатлаев Ф. А. Земледелие и огородничество / Сатлаев Ф. А. // Кумандинцы: историко-этнографический очерк. – Горно-Алтайск, 1974. – С. 30-31.

• Назаров И. И. Время и календарь в традиционной культуре кумандинцев / Назаров И. И. // Кумандинцы: традиционное хозяйство и материальная культура. – Барнаул, 2013. – С. 34-35.


     Апрель

апрель - Курек ай  Апрель – время, когда сходит снег, просыпается природа, оживают лес, растения и животные. Именно этот период у народов Северного Алтая считался началом календарной системы и первым месяцем года.

 С наступлением тёплых весенних дней, пробуждением рек и ручейков менялся род деятельности всех членов семьи кумандинцев. Мужчины выходили на охоту - самая доступная добыча в этот период бурундуки. Именно поэтому апрель называли бурундучий месяц «курек ай». Женщины начинали отваривать, отмывать, промывать в проточной воде, сушить и отбеливать на солнышке тканые ковры, покрывала, полотенца, одежду, обувь, сшитые на зимних посиделках. Занимались выделкой шкур добытых животных.

• Назаров И. И. Время и календарь в традиционной культуре кумандинцев / Назаров И. И. // Кумандинцы: традиционное хозяйство и материальная культура. – Барнаул, 2013. – С. 34-35.


     Март

март Март «ажиг ай»- перевалочный месяц. Это период, когда зима ещё совсем не отпустила свои права, а весна ещё не взялась в полную силу, жизнь на перевале. Начало марта на Алтае – идеальное время для снежных развлечений, чем ближе к середине марта, тем выше температура и меньше снега. Постепенно приходит тепло, появляются проталины, тает снег, луга избавляются от белого покрова. Скалистые горы лишь у подножия начинают приобретать фиолетовый оттенок – это результат маральника, который набирает цвет. В настоящее время маральник занесён в красную книгу.

 По кумандински перевал звучит «ажу», это место в горном хребте, пониженное и наиболее удобное для перехода с одной его стороны на другую, гора «тах эзи», дорога «чол», ледоход «муспарчиг», тает снег «каркайылчит».

• Баскаков Н. А. Диалект кумандинцев «куманды-кижи»: грамматический очерк, тексты, переводы и словарь / Н. А. Баскаков; Акад. наук СССР, Ин-т языкознания. - М.: Наука, 1972. - 278 с.
• Календарь кумандинцев // Кумандинцы. Мост через века : альманах [авт. - сост.: В. Г. Визер, Н. М. Боаги (Суразакова), Г. М. Калинина]. - Бийск : АГАО им. В. М. Шукшина, 2014 . - 230 с.


     Февраль

Февраль. «Челин ай» переводится как «ветреный, поземочный», в это время в предгорьях дуют сильные постоянные ветра. Существует такое февральское присловье: «чети кун челбинчин соок» («Семь дней колеблются морозы в тайге»). Согласно кумандинской легенде, у каждого человека существует персональный дух-хранитель под именем «пайма», охраняющий его на протяжении всей жизни, объявляется он вместе с зарождением ребёнка в утробе матери. Считалось, если ребёнок улыбается во сне, то его забавляет дух, если ребёнок во сне вздрагивает, то это значит, что дух от него ушёл.


     Январь

январь. Самый холодный месяц года. У кумандинского народа про него говорят: «кыстартынг эмчегины тогдырдан ай» – месяц, замораживающий груди у девушек. В этот зимний месяц от мороза спасают только домашний очаг и огонь, поклонение которому у кумандинцев прослеживается с давних времён. Считается: огонь нельзя тревожить попусту, при горении вместе с дымом уходят все невзгоды. Почитание Духа священного огня «от эзи», если верить легендам, сопровождается благополучием и счастьем в доме. Огонь, главное действующее лицо во всех ритуалах шаманов: обрядах по очищению жилища, лечению больных, управлению погодой.


Поделиться страницей