Накануне первых Шукшинских чтений были опубликованы и первые воспоминания бийчан о В. М. Шукшине.
Настоящий талант
В бытность свою тележурналистом мне довелось встречаться с Василием Макаровичем, беседовать с ним, брать у него интервью. И что, прежде всего, бросается в глаза – его исключительная скромность, я бы даже сказал, застенчивость.
– Какой я писатель, – говорил Василий Макарович. – Мало еще, очень мало написал.
Однажды наша Бийская телестудия задумала снять документальный фильм о родном городе. Возникла мысль: хорошо бы найти человека, который бы прежде жил в Бийске, знал, каким этот город был раньше, и вот теперь увидел его вновь – преображенным.
Случилось так, что в это время в родном селе Сростки гостил у матери Шукшин. Мы незамедлительно обратились к Василию Макаровичу с просьбой принять участие в задуманном нами фильме, рассказали о замысле, показали сценарий.
– Хорошее дело задумали, – сказал он. – Бийск я люблю. Учился здесь в школе на шоферов.
– Значит, сыграете, Василий Макарович? Мы у вас много времени не отнимем.
– Сыграть, говорите? А сумею ли? Ну-ка, какую вы мне роль отвели…
Василий Макарович взял в руки сценарий и углубился в чтение.
Фильм был снят, показан, нашел положительный отклик у зрителей.
Недавно по Центральному телевидению была показана передача о В. М. Шукшине, и в ней использован эпизод из нашего фильма «Город на Бии».
Василий Макарович был скуп на слова. Он не относился к людям, любящим «поговорить». На наш вопрос, как он сочетает работу в кино и писательскую деятельность, не думает ли чем-то одним заняться, пожав плечами, ответил:
– Пока не думал об этом. Будущее покажет. Вот если удастся написать что-нибудь толковое, тогда, может, и…
Он не докончил фразу, взял со стола пачку папирос и, закурив, задумался, глядя в окно.
– Курит много, – воспользовавшись паузой в нашей беседе и бросив взгляд на сына, сказала Мария Сергеевна. – Проснусь ночью, загляну в его комнатку, сидит пишет, весь в дыму. В пепельнице гора окурков.
Комнатка, наполненная папиросным дымом, была во время гостевания у матери творческой лабораторией Василия Макаровича. Здесь им написаны многие рассказы. Когда эти рассказы теперь читаешь и перечитываешь, убеждаешься, что создавались они, как говорится, на одном дыхании.
Мы покидали Василия Макаровича, когда над Сростками начинало вечереть. С пастбища возвращалось стадо. В разных концах села перекликались горластые петухи. С колхозных полей шли люди. Многие из них хорошо знали Шукшина, не раз беседовали с ним. Многие стали прототипами героев его произведений, обыкновенные, простые люди, каждый со своим нравом, своей думкой и широкой русской душой. А в душе этой – и мудрость, и юмор, и чудинка. Все это с удивительной прозорливостью удалось разглядеть в земляках Василию Макаровичу. Все это мы теперь видим в образах героев шукшинских произведений.
М. Длуговской
//Бийский рабочий. – 1976. – 16 июля.
Михаил Федорович Длуговской (1912-1979), поэт, прозаик, журналист, руководитель городского литературного объединения «Парус», в течение 10 лет был еще и редактором литературно-драматических передач Бийской студии телевидения. В 1967 году при его активном содействии по сценарию М. Юдалевича был снят первый фильм о Бийске, в работе над которым участвовал В. М. Шукшин. Описанная Михаилом Федоровичем встреча случилась в апреле 1967 года.