Библиотека имени В.М. Шукшина

23 июля 2021

К 45-летию Шукшинских чтений


Человек родной

«…Глеб Капустин приходил и срезал гостя. Многие этим были недовольны, но некоторые мужики ждали, когда Глеб Капустин придет и срежет знатного. Даже не то что ждали, а шли раньше к Глебу, а потом уж вместе к гостю. Прямо как на спектакль ходили. В прошлом году Глеб «срезал» полковника. Заговорили о войне 1812 года …Выяснилось, что полковник не знает, кто велел поджечь Москву… Долго потом говорили в деревне про Глеба, вспоминали, как он повторял: «Спокойствие, спокойствие, товарищ полковник, мы же не в Филях…» И вот приехал кандидат Журавлев…

- Кандидаты? – удивленно протянул Глеб.  – О-о! Голой рукой не возьмешь…»

Оператор конструкторского бюро Людмила Михайловна Белоцерковская точно уловила ритмику рассказа Василия Макаровича Шукшина «Срезал» и читала прекрасно.

Как хорошо, что чтецу удалось передать всю прелесть шукшинского языка, стройность изложения!

Ведь люди собрались в актовом зале Бийского химического комбината для того, чтобы глубже понять Василия Макаровича как человека и как художника.

Собравшиеся в различной степени знакомы с его произведениями. Кто-то оценил Шукшина давно, упрек Р. Рождественского о запоздалости почитания не в их адрес. Кто-то «пленен» только кинофильмами «Печки-лавочки», «Калина красная» и поэтому теперь здесь. Но объединяет сидящих в зале – инженеров, рабочих, служащих – стремление еще раз услышать в шукшинских произведениях мудрую оценку явлений действительности.

У замечательного кинорежиссера нашего времени Сергея Герасимова есть слова о Василии Макаровиче: «Для меня Шукшин – человек более чем близкий, он скорее всего – человек родной». Можно вспомнить высказывание и Сергея Бондарчука: «За внешней сдержанностью чувств, грубоватой формой обращения, как за непроницаемой броней, скрывалось горячее, искреннее, полное любви, нежной человечности, легко ранимое шукшинское сердце».

Это так. Вспомните рассказ «Материнское сердце», симпатии автора к Виктору Борзенкову и переживания матери. Горе матери – это и горе автора.

Отрывок из этого рассказа тоже слушали поклонники Шукшина, слушали внимательно, уходя всем сознанием в содержание. Шукшин был близок, понятен. Он смотрел с нескольких портретов, развешанных тут же, на стенах, чуть грустно, устало. Наблюдательный человек, познавший жизнь, он как бы призывает нас внимательнее относиться к окружающему миру, друг к другу.

В. Шаткин, редактор многотиражной газеты «Химик»
// Бийский рабочий. – 1976. – 23 июля.


Поделиться страницей