Библиотека имени В.М. Шукшина

4 ноября 2021

«С любовью и верой в Россию»

Исторический экскурс

«Почти четыре века назад, в тяжелейшие времена раскола и междоусобиц многонациональный народ нашей страны объединился, чтобы сохранить независимость и государственность России. Ее великие граждане Кузьма Минин и Дмитрий Михайлович Пожарский возглавили народное ополчение, которое остановило Смуту и вернуло на нашу землю закон и порядок».
Президент Российской Федерации В. В. Путин.

4 ноября 2005 года Россия впервые отметила новый праздник – День народного единства.

В судьбе каждого государства случаются поворотные, переломные времена, определяющие, по какому пути пойдет его дальнейшее развитие. Среди таких судьбоносных вех, стоит и Смутное время – одна из ярчайших и при этом самых неоднозначных страниц в многовековой истории страны, цепь событий, до сих пор недостаточно изученных, порой таинственных, а потому и не оцененных по достоинству потомками.


Смутное время (Смута) — термин, обозначающий события конца XVI-начала XVII веков в России. Смута тесно связана с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть. Термин был введен русскими писателями XVII века.

Эпоха кризиса государственности сопровождалась народными выступлениями и мятежами, правлением самозванцев, польскими и шведскими интервенциями, разрушением государственной власти и разорением страны.

Предпосылками Смуты стали следствия опричнины и Ливонской войны 1558-1583 годов: разорение экономики, рост социального напряжения.

Относительно времени начала и конца Смуты у историков нет единого мнения. Чаще всего под Смутой понимается период русской истории 1598-1613 годов, от смерти царя Федора Ивановича, последнего представителя династии Рюриковичей на Московском престоле, до воцарения Михаила Романова, первого представителя новой династии. В некоторых источниках указано, что Смута длилась до 1619 года, тогда в Россию из польского плена вернулся патриарх Филарет — отец правителя.

Первый этап Смутного времени начался династическим кризисом. Смерть бездетного царя Федора Ивановича в 1598 году позволила прийти к власти Борису Годунову, одержавшему победу в нелегкой борьбе за престол между представителями высшей знати. Он был первым русским царем, получившим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе.

Борис ГодуновВоцарение Годунова, не принадлежащего к царскому роду, усилило распри среди различных группировок бояр, которые не признавали его авторитет. Стремясь сохранить власть, Годунов делал все, чтобы убрать потенциальных противников. Гонения на представителей наиболее знатных фамилий только усугубили скрытую вражду к царю в придворных кругах. Правление Годунова вызвало недовольство и широких народных масс.

Положение в стране обострилось из-за голода 1601-1603 годов, вызванного затяжными неурожаями. В 1603 году было подавлено вспыхнувшее восстание под предводительством Хлопка, ставшее следствием начала Смутного времени.

Лжедмитрий I.Непрочность положения Бориса Годунова усугубилось слухами, что сын Ивана Грозного царевич Дмитрий, загадочно погибший в Угличе, жив. В этих условиях в Речи Посполитой объявился "чудом спасшийся" царевич Дмитрий Иванович. Польский король Сигизмунд III Ваза оказал ему поддержку в притязаниях на русский престол. В конце 1604 года, приняв католичество, Лжедмитрий I с небольшим отрядом вступил на территорию России.

В 1605 году скоропостижно скончался Борис Годунов, его сын Федор был убит, и Лжедмитрий I занял престол. Однако его политика не пришлась по вкусу боярской верхушке. Восстание москвичей в мае 1606 года свергло Лжедмитрия I с трона. Вскоре на престол вступил боярин Василий Шуйский.

Летом 1606 года распространились слухи о новом чудесном спасении царевича Дмитрия. На волне этих слухов беглый холоп Иван Болотников в Путивле поднял восстание. Повстанческое войско дошло до Москвы, но потерпело поражение. Болотников летом 1607 года был схвачен и убит.

После того как были разгромлены восставшие под руководством Ивана Болотникова, ситуация в России оставалась очень напряжённой. На Западе замаячила фигура нового самозванца.


Второй этап Смуты связывают с расколом страны в 1609 году: в Московии образовалось два царя, две Боярские думы, два патриарха (Гермоген в Москве и Филарет в Тушине), территории, признающие власть Лжедмитрия II, и территории, сохраняющие верность Шуйскому.

Лжедмитрий II.Новый самозванец Лжедмитрий II объединил вокруг себя уцелевших участников восстания Болотникова, отряды казаков и польско-литовские отряды. Летом 1607 года Вор двинулся в сторону Москвы.

24 июня 1608 года войска самозванца подошли к Москве и разместились в подмосковном селе Тушино — отсюда его прозвище "Тушинский вор".

Тушино стало тем центром, откуда польско-литовская интервенция стала расползаться по всей стране. Лжедмитрий старался любыми средствами привлечь на свою сторону столичную знать, жаловал перебежчиков и выдавал им грамоты на владение землей. Щедрый на бумаге, самозванец не имел денег, чтобы хорошо платить столичным дворянам. Обманутые в своих надеждах беглецы возвращались в Москву. Случалось, что «тушинские перелеты» по несколько раз переходили от царя к самозванцу и наоборот. Царь Василий Шуйский ничего не мог поделать со своим двойником в Тушине, потому что в стране бушевал пожар народных восстаний. «Воровскую столицу» поддерживала добрая половина городов и уездов: Вологда – на севере, Астрахань – на юге, Ярославль, Владимир и Суздаль – в центре, Псков – на северо-западе.

Обездоленные низы ждали начала «счастливого царства». Второй самозванец обещал народу то же, что и первый – тишину и благоденствие, но население не получило ни того, ни другого.


Весна 1609 года принесла новые испытания. Тушинцы осадили Коломну и Москва оказалась практически на осадном положении. К северу от Москвы главным центром сопротивления интервентам оставался Троице-Сергиев монастырь, который в те времена представлял собой мощную крепость и находился на пересечении торговых путей. Именно через монастырь правительство Шуйского поддерживало связь с другими регионами страны и получало от них подкрепление.

Литография из серии Осада Троице-Сергиева монастыря в 1608-1610 гг.Гетман Ян Сапега тщетно осаждал лавру в течение шестнадцати месяцев. Монастырь больше походил на крепость, которую защищали 2300 ратников – стрельцы, монахи и крестьяне из окрестных сёл мужественно отразили все приступы врага. Во главе воинства стояли Григорий Долгорукий и Алексей Голохвастов. Сколько было польского воинства, точных данных нет. В некоторых источниках приводится цифра 15-20 тысяч человек, но и это намного превосходило количество защитников. Естественно, поляков беспокоило стратегическое положение монастыря, но ещё больше беспокоили собранные в нём сокровища.

Началась осада с попытками взять острог, которые также потерпели неудачу.

Монахи прорываются сквозь осаду и скачут к князю Михаилу Скопину-Шуйскому за помощьюМонахи прорываются сквозь осаду width="30%" hspace="5" Поляки решили сменить тактику и принялись готовить подкопы. Началась минная война. Защитники от пленных узнали о готовящейся диверсии и 9 ноября вышли за стены, уничтожили передовые части поляков, нашли подкоп и взорвали его. Тем не менее положение защитников становилось всё хуже. В крепости не хватало дров, сена, началась цинга. Всё необходимое оборонявшиеся добывали с боем, неся при этом большие потери. За время осады защитники выдержали три мощных штурма, а 27 мая 1609 года был самый страшный штурм. Целый день отбивались они и выдержали, а потом пошли в контратаку и отбросили врага.

Литография с одним из эпизодов Троицкой осадыО том, что идёт осада Троице-Сергиева монастыря, было известно в Москве. На помощь защитникам были высланы отряды воеводы Михаила Скопина-Шуйского. Это напугало поляков, и основные отряды Сапеги и Лисовского ушли, остались только разрозненные отряды казаков. В октябре 1609 года пришла долгожданная подмога. В крепость прорвались 600 ратников, которых прислал Скопин. В январе 1610 года закончилась осада, которая продолжалась 16 месяцев.

Первая неудача

Успехи «тушинцев» заставили Шуйского в феврале 1609 года заключить договор с враждебной Польше Швецией. Отдав шведам русскую крепость Корела, он получил военную помощь, и русско-шведская армия освободила ряд городов на севере страны. Речь Посполитая, активно способствовавшая развитию Смуты в России начала военные действия против России летом 1609 года, в качестве формального повода, используя заключенный Выборгский договор между Россией и Швецией. Приближенные польского короля и великого князя Литовского Сигизмунда III убедили его, что смоленские жители ждут его как избавителя. Вступление шведских войск на территорию России дало Сигизмунду III повод к интервенции: осенью 1609 года польско-литовские войска осадили Смоленск.

Однако все слухи оказались ложью: Смоленск отказался сдаваться и надолго удержал Сигизмунда. Так называемое «смоленское сидение» началось обороной пятитысячного русского гарнизона под командованием смоленского воеводы М.Б. Шеина. В конце сентября 1609 года польско-литовские войска с запорожскими казаками, общим числом около 22 тысяч человек, расположились станом на берегу Днепра у смоленских стен.

Смоленская оборона. 21 сентября 1609 г. 3 июня 1611 г. Михаил Борисович Шеин защитник Смоленска

Последние защитники взорвали себя в Успенском соборе, явив и шведам и полякам образец беспримерного мужества и стойкости. Польское войско потеряло в ходе боев за Смоленск около 30 тысяч человек (с учетом подкреплений, приходивших во время осады) и было деморализовано, так что Сигизмунд III не решился идти на Москву и отправился восвояси. Героизм защитников Смоленска сковал силы интервентов на два года, в результате чего враг не смог оккупировать жизненно важные центры Руси. Все это создало условия для дальнейшего успеха в национально-освободительной борьбе русского народа против польско-литовских интервентов.

В июле 1610 года Василий Шуйский был свергнут с престола боярами и насильно пострижен в монахи. Власть перешла к правительству Семибоярщины, которое подписало в августе 1610 года договор с Сигизмундом III об избрании Владислава царем при условии, что тот примет православие. После этого в Москву вступили польско-литовские войска.

Патриарх Гермоген

Гермоген с самого начала служения был известен своей твердостью, ученостью и благочестием. Он играл важную роль в политической жизни Московского государства. Поскольку Гермоген был человеком известным и влиятельным, Лжедмитрий I решил включить его в состав Боярской думы, но личной симпатией митрополита ему заручиться не удалось – тот требовал принятия Мариной Мнишек православия. За это Гермоген был исключен из Думы и сослан в Казань (но власть сменилась, и поездка не состоялась).

Гермоген Патриарх Московский и Всея Руси П. Чистяков Патриарх Гермоген в темнице 1860

3 июля 1606 году в Москве Собором русских иерархов святитель Гермоген (Ермоген) был поставлен Патриархом Московским и всея Руси. Гермоген, как сторонник Василия Шуйского, оказывал ему поддержку и сопротивлялся его свержению до последнего. Семибоярщину не поддерживал и пытался организовать выборы нового царя из русского рода.

С кандидатурой на русский престол польского королевича Владислава патриарх согласился скрепя сердце и только при условии, что тот примет веру православную, а польские войска покинут территорию России. Когда стало понятно, что польская сторона на это не пойдет, патриарх стал писать воззвания к русскому народу, призывавшие восстать и свергнуть польскую власть. Он продолжал благословлять ополчения и рассылать грамоты, фактически находясь в заложниках в Кремле. Его заточили в Чудовом монастыре, где спустя девять месяцев заключения, 17 (27) февраля 1612 года, он скончался от голода, так и не дождавшись освобождения Москвы.


Третий этап Смуты связан со стремлением преодолеть соглашательскую позицию Семибоярщины, не имевшей реальной власти и не сумевшей заставить Владислава выполнять условия договора.

В стране царила неразбериха, часть влиятельного московского боярства даже призывала русских людей присягать на верность польскому королевичу Владиславу. Но засилье захватчиков в России вызвало подъём национального самосознания и привело к созданию первого народного ополчения в 1611 году. Однако оно потерпело неудачу из-за плохого оснащения, небольшого опыта ведения боевых действий и разногласий между руководством ополчения (Иван Заруцкий, Прокопий Ляпунов, Дмитрий Трубецкой). Тогда в Нижнем Новгороде было создано второе народное (или земское) ополчение. Возглавили его князь Дмитрий Пожарский – участник первого ополчения, лечившийся в нижегородском имении от ран, и купец, нижегородский посадский староста – Кузьма Минин.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Нужно отметить, что еще во время первого ополчения князь Дмитрий выработал свою линию поведения, от которой он не уклонялся ни на шаг. Его кредо довольно просто: присяге не изменяют. В это путаное время такая ясность позиции невольно притягивала к себе людей.

Кузьма Минин предложил князю возглавить новое ополчение. После переговоров князь согласился. Второе ополчение было серьезно организовано. Все ополченцы были разбиты по «статьям» со строго установленными окладами. Так, 1-ая статья получала 50 рублей в год, 2-ая - 45, 3-я - 40 и так далее. Установленный порядок привлек к нижегородскому ополчению массу «воинских людей», бродивших в то время по России. Князь Д. М. Пожарский и К. Минин проводили строгий отбор претендентов, ориентируясь на боевой опыт, наличие снаряжения, стремясь создать боеспособную и дисциплинированную армию.

В конце февраля - начале марта 1612 г. ополчение вышло из Нижнего Новгорода и начало движение по Северному Поволжью, очищая его от шаек, наполнявших уезды, смещая администрации царя Владислава. В конце марта 1612 г. Пожарский прибыл в Ярославль. Здесь ополчение пробыло вплоть до июля. Это время лидеры земского движения использовали для формирования Совета всей земли, освященного собора. Были организованы приказы, органы местного управления на подконтрольных территориях. Войска проходили доукомплектование, велись дипломатические переговоры.

Сторонники скорейших действий удивлялись неспешности Пожарского. Но князь предпочитал полностью подготовиться, прежде чем приступить к решительным действиям. В июле 1612 г. на Дмитрия Михайловича было совершено покушение, подготовленное… одним из лидеров Первого ополчения - И. М. Заруцким. Участники покушения были задержаны, под пыткой дали показания, но казнить их князь Дмитрий не дал.

Утром 20 августа 1612 г. Пожарский с основными силами прибыл в Москву. Столица мало напоминала себя прежнюю. Значительная часть города лежала в руинах. Польско-литовский гарнизон размещался в Кремле и Китай-городе, осажденный силами Первого ополчения - войском Трубецкого и Заруцкого. Этому войску не хватало дисциплины: конфликты между дворянами и казаками привели к тому, что первые его покидали, и оно становилось в значительной степени казацким. Выбить противника у Трубецкого и Заруцкого не получилось, но удалось лишить его продовольствия. Ко времени прихода Пожарского в Кремле голод среди осажденных давал о себе знать.

Предводители второго ополчения не доверяли Трубецкому, и это чувство было взаимным. Лишь после того, как накануне Московской битвы войска Пожарского и Трубецкого принесли друг другу присягу, разногласия были забыты.

Карта - Разгром польских интервентов в москве. Худ. Э. Лисснер Изгнание поляков из Кремля Пожарским 1938г.

Второе ополчение, созванное в Нижнем Новгороде, оказало гораздо большее влияние на ход политических событий, связанных со Смутным временем. Организованное князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым, установило контроль над большей частью территории Российского государства.

Это ополчение смогло, разбив подкрепление Ходкевича, идущее в Москву на помощь полякам, предрешило судьбу интервентов. Однако тут есть интересный момент. Общеизвестно, что тогда на Руси имел бытование Юлианский календарь, и по старому стилю Китай-город был взят 22 октября. По новому стилю, то есть по Грегорианскому календарю, дата переносится на 1 ноября.


После освобождения Москвы был созван Земский собор для избрания нового царя. В нем принимали участие и крестьяне, и дворяне, и представители всех возможных сословий. Съехались представители всех городов России. Многие историки характеризуют Земский собор 1613 года как поистине всенародное и примиряющее всех жителей страны событие. 7 февраля 1613 года (по старому стилю) царем был избран Михаил Федорович Романов, основавший новую царскую династию России. Его указом день 22 октября (4 ноября по новому стилю) стал праздником иконы Казанской Божией Матери и отмечался как день избавления России и Москвы от поляков в 1612 году вплоть до Октябрьской революции.


 Литература:

  1. День народного единства: биография праздника. – Москва : Издательство Дрофа, 2009. – 351, [1] c.
  2. Морозова Л. Е. Смута на Руси. Выбор пути. – Москва : Издательство АСТ - Пресс Книга, 2007. – 272 с, 8 л. ил.
  3. Скрынников Р. Г. На страже московских рубежей. – Москва : Издательство Московский рабочий, 1986. – 335 с. , ил.n>

 Интернет – ресурсы:

  1. Краткий курс истории. Смута. Осада Смоленска // История. РФ. Главный исторический портал страны
  2. Краткий курс истории. Смутное время. Решающая битва за Москву // История. РФ. Главный исторический портал страны
  3. Основные вехи Смутного времени на Руси //РИА Новости
  4. С Богом в душе и отвагой в сердце: как защищали Троице-Сергиев монастырь //История. РФ Главный исторический портал страны
  5. Смута (Смутное время) //Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная энциклопедия
  6. 4 ноября 1612 года — поворотный момент в борьбе с поляками //История. РФ. Главный исторический портал страны

 Коллекции с портала Президентской библиотеки:

  1. Преодоление Смуты на Руси
  2. К. Минин и Д. Пожарский

В статье использованы иллюстрации с открытых источников.


Поделиться страницей