Библиотека имени В.М. Шукшина

3 февраля 2022

Редкая книга


 Есть в фонде библиотеки том сочинений Николая Александровича Добролюбова – один из четырех, вышедших в 1887 году в издательстве известного русского книгоиздателя Петра Петровича Сойкина. 135 лет книге!

 Помня со школьных уроков только «Луч света в темном царстве» и давно уже не считая Катерину из драмы Островского тем самым лучом, ничего удивительного и не рассчитываешь в ней найти.

 Но возраст солидный у издания, одних инвентарных номеров – 14! Печать групповой школы имени Николая Васильевича Гоголя с четко видными: «Пролетарии всех стран соединяйтесь» …

 Перелистываешь - а на авантитуле мелким почерком, пером, черными чернилами…  С «ятями» и «ерами» … Значит, до 1918-го!

Письмо 1 Письмо 2

 Дух захватывает, а вдруг здесь написано что-нибудь такое…  

 И вооружившись лупой, чувствуя себя почти на пороге какого-то открытия, c замиранием сердца разбираешь слова:

 «С каждой почтой получаю я из столицы, (преимущественно из Москвы) газеты и журналы, и в каждом их номере меня поражает какой-то таинственный голос, рассказывающий какую-нибудь из мелких житейских неприятностей и с видимым удовольствием прибавляющий, что «пришла наконец благодатная, радостная, желанная и т. д. пора, когда подобные неприятности модно рассказывать во всеуслышание».

 Надо же … Неужели это в Бийске писалось? Может это тот самый С. Г. Горбунов, личная печать которого на титульном листе?..

Титульный лист 1 Титульный лист 2

 «Вы все ведь, разумеется, народ кабинетный, вы насквозь пропитаны идеальными понятиями о жизни, вам все в мире представляется необыкновенно связным, разумным, чистым и так в своей умозрительности…»

 Ну а дальше, дальше… Что он скажет -то журналистам столичным?!

 «На этот раз я намерен сообщить вам несколько практических замечаний о тех голосах, которые теперь так часто раздаются в газетах и журналах. Имея о русской жизни и русском обществе понятие, как видно самое неопределенное, вы постоянно приходите в изумление, поднимаете шум  и начинаете горячиться из-за таких вещей, к которым мы все давно уже привыкли и которые  вообще не принадлежат к числу явлений чрезвычайных.

 Вам, например, скажут, что кто-то и где-то взятку взял, вы сейчас думаете «ужасное, чудовищное, сверхъестественное событие, надо о нем объявить во всеобщее сведение!» - и немедленно печатаете, что вот, дескать, один чиновник у одного просителя взятку взял! Услышите, что где-нибудь цыган лошадь украл, поднимается шум, пишутся грозные обличения на неизвестного цыгана, укравшего лошадь. Пришлет вам кто-нибудь известие, что один сапожник плохо сапоги шьет, вы сейчас же и тиснете известие о том с видимым удовольствием, что можете сообщить такую новость.

 Вы, конечно, предполагаете, что чиновник, взявший взятку, цыган-конокрад и сапожник – такие редкие исключения в России, что на них будут сбегаться смотреть, как на г-жу Пастрану.

 Но смею вас уверить, что вы ошибаетесь, простодушные литераторы и журналисты! Я, конечно, не могу еще назваться человеком старым, не могу похвалиться тем, что видел слишком много, и потому вы мне можете поверить, что у нас что ни цыган, то и конокрад, что ни са…»

 Письмо обрывается на полуслове…  

 Как виртуозно иронично…

 И злободневно! Почему не дописал? И кто он этот автор…

 Перелистываешь страницу за страницей. Вдруг где-то еще будет продолжение!

 

 Продолжение отыскалось на 312 странице – печатное.

Продолжение письма

 «Но не могу с вами расстаться, не сделав следующего предложения: издавайте ежедневно газету! Я готов вам поставлять каждый день в течение десяти лет по двадцати одному истинному анекдоту вроде тех, которых десятка два, под именем гласности, напечатано в ваших газетах за нынешний год. Разумеется, я буду всячески избегать собственных имен и даже своего собственного не буду подписывать. Решайтесь… Не бойтесь, что материалу не хватит: земля наша велика и обильна…»

 Письмо от 25 марта 1859 года. И автор его никакой не С. Г. Горбунов, а Д. Свиристелев (один из псевдонимов Н. А. Добролюбова) из Нижнего Новгорода.

Жалко, что не из Бийска… Какая история могла бы получиться!

 Но тому неизвестному, чьей рукой в нарушение всех правил обращения с книгой, вероятно, по памяти писался отрывок «Письма из провинции», спасибо за Добролюбова – другого, не школьного…

 

 Р.S. Юбилея у Николая Александровича Добролюбова в этом году нет. 5 февраля ему исполнится 186 лет. 


Поделиться страницей