Ноябрь
Декабрь – «улуг кырлаш ай» (старший морозный месяц) В календаре кумандинцев декабрь – месяц малого мороза, не слишком суровый, потому что это старший из братьев – зимних месяцев. С началом зимы наступало наиболее подходящее время для охоты на медведя: когда он окончательно впадал в спячку, охотники группой отправлялись на промысел. Во время этих походов нельзя было произносить слово «медведь», его называли «старик» («апшыйак»), «уважаемый» («кайрыкан»), «шустрый» («могыс»). Челюсти убитого зверя перевязывали бечевкой, после чего старший из охотников делал заклинание («алган») над головой добычи и вставлял ее в развилку дерева. Если не выполнить этих действий, то, по поверью, душа медведя могла преследовать людей. Также в декабре охотились на белку, которая была для кумандинцев важным промысловым объектом: сезон добычи этого пушного зверька был одной из основных возможностей заработка. Выследив белку высоко на дереве, охотник стрелял из лука свистящей стрелой с полым шариком на конце. Напуганное звуком животное спускалось с верхних веток, и стрелок сбивал его стрелой с тупым наконечником. Только в конце XIX века лук был полностью вытеснен огнестрельным оружием. К этому времени каждой семье стало доступно приобрести у русских купцов охотничье ружье. Мясо почти всех добытых на охоте животных кумандинцы употребляли в пищу, а из кожи шили обувь. Перед походом за зверем охотники проводили кропление покровителю охоты («шалыгу»). Сначала кропили вином, затем сладкой ячменной кашицей, которую варили из толокна с добавлением ячменного солода. Во время охотничьего промысла также совершалось камлание хозяину огня несоленой ячменной кашей. Если приходилось оставаться в тайге на длительный срок, кумандинцы пользовались временными жилищами – особыми шалашами из жердей, накрытых пихтовыми ветвями. Литература:
|