Из фондов Президентской библиотеки
Предлагаем перелистать электронные страницы изданий, исследующих изменения представления о социальной роли женщины и её правах в России.
«Один из самых важных, самых существенных вопросов, занимавших умы в конце прошлого столетия, был вопрос о правах человека, – пишет русский публицист, секретарь Комитета иностранной цензуры М. Златковский в исследовании «Исторические этюды о женщине. I. Женщина первобытная» (1867), электронная копия которого доступна на портале Президентской библиотеки. – Этот общий вопрос вмещает в себя целую бездну других, более частных вопросов. Но спрашиваем теперь: мыслители прошлого столетия брали ли в расчёт женщину, когда мечтали о правах человека? Нет; доказательством тому служат мнения и отзывы о ней всех тогдашних авторитетов, начиная с Монтескьё, Ж. Ж. Руссо и кончая Дантоном, Робеспьером и Сен-Жюстом. “Женщина создана специально для того, чтобы нравиться мужчине, – полагал Руссо. – Должен ли мужчина ей нравиться – это вопрос меньшей важности; он нравится ей уже и потому, что он сильнее”».
О том, где находятся истоки ущемления женских свобод, учёные спорят до сих пор. Многие винят в этом «византийские традиции», которые пришли на Русь вместе с христианской верой. Но эти же эксперты признают: не всё так однозначно.
В раритетных книгах из фонда Президентской библиотеки эта сфера рассматривается не только со стороны закона, но и интерпретируется философами, опирающимися на христианские ценности.
|
В своём исследовании председатель Совета Союза русских женщин Мария Дитрих «Русская женщина великокняжеского времени» (1904) отмечает, что в древности – особенно на Руси – женское начало стояло едва ли не выше мужского: «Образ русской девушки или женщины представляется в очень ярких и сильных чертах; она – равноправный член общества, владеющая чарами красоты и любви, смелая и удалая, обладающая иногда даже даром пророчества, возводившаяся в культ, как вещая дева, существо полумифическое». |
При этом автор подчёркивает: такое понятие, как брак по расчёту, которое знакомо не понаслышке её современницам, в дохристианские времена отсутствовало в принципе: «Среди песен, плясок и игр завязывалась, свободно и просто, взаимная любовь, составлялась будущая семья и девушки были также свободны в выборе себе мужа, как и юноши – жены». «С принятием христианства положение русской женщины ухудшилось сравнительно с языческой свободой и равноправностью, но значение ея, в силу ея нравственнаго превосходства, увеличилось, так как, в лице монахини, она проявила много подвигов высокаго самоотвержения, много стремления к идеалам чистоты и непорочности; она съёжилась, ушла от обвинений под сень новой религии и, как прежде горячо и страстно предавалась обычаям языческаго культа, так теперь беззаветно отдалась служению этой новой религии, почувствовала в себе новую силу, нравственную, силу терпения, преданности долгу и самоотвержения». |
В свою очередь, известный русский богослов протоиерей Николай Благоразумов считает, что христианство помогло остановить угнетение женщины в нашей стране. Об этом подробно можно прочесть в книге «Права и значение женщины в историческом их проявлении» (1880), в которой говорится о том, что женщину стали уважать и принимать на равных только благодаря религии: «…Христианство сняло с женщины печать отчуждения и унижения и приобрело ей полное право на уважение и доброе сочувствие, засвидетельствовав и освятив всесторонность её человеческих достоинств и нравственных сил, которые не только не уступают мужским, но в иных случаях и отношениях жизни способны даже превзойти их». «Нечего пугаться того обстоятельства, что целая половина рода человеческого желает войти в свои права и в действительности сделаться столь же разумно свободным человеком, как и мужчина». К этому подводила сама история. |
Очевидно, примерно таких же воззрений придерживался первый император России Пётр I, который, проводя в государстве глобальные реформы, подтолкнул к прогрессу и женскую половину России.
|
Достижения Петра Великого в вовлечении женщин в общественную жизнь отмечает и В. Михневич в книге «Русская женщина XVIII столетия: исторические этюды» (1896): «С лёгкой руки историков-апологистов петербургского преобразовательного периода пошло ходить по свету устойчивое мнение про успехи женской самостоятельности; отмечен её рост в общественно-правовом и умственно-культурном отношениях. Это несомненно верно». |
Существует расхожее мнение, что во все времена за права женщин боролись исключительно они сами. Однако это совсем не так. Убедиться в этом также поможет электронное собрание Президентской библиотеки. Например, в 1906 году в Государственной думе право женщин на обучение отстаивал юрист и депутат Лев Петражицкий. В своей речи «О женском равноправии» (1915), текст которой доступен на портале Президентской библиотеки, он также заявил о необходимости реформирования порядка наследования и правил занятия государственных должностей: «Дочь при наследовании вместе с сыновьями после отца или матери получает только 1/14 недвижимаго и 1/8 движимаго имущества, а в боковых линиях женщины, при наличности мужчин, например, сестры при братьях и т. д., ничего не получают... Это противное совести и деморализующее право должно быть немедленно заменено справедливым, равным правом... Укажу на необходимость полнаго допущения женщин к приобретению образования, в том числе университетскаго, и к занятию государственных должностей. Россия не слишком богата просвещёнными дельными силами... Весьма важно создать и привлечь к делу кадры просвещённых работников. Их, конечно, тем легче добыть, чем больше выбор, чем меньше всяких преград, недопущений, ограничений». |
Годы начала активного вовлечения женщин в общественную жизнь России представлены редкими прижизненными изданиями Клары Цеткин. В 1910 году на Второй международной социалистической женской конференции, проходившей в Копенгагене, именно Цеткин предложила учредить Международный женский день. Однако изначально его цель была привлечь внимание общественности к проблемам женщин путем проведения митингов и шествий. Вот, например, отрывок из сочинения Цеткин «Экономическое положение женщины» (1897): «Эгоизм мужчины, грубое насилие сильнаго не допускали расширения социального влияния женщины. Держали женщину в крепких цепях... Положение женщины всегда было сходно с положением промышленных работников; как эти последние она всегда была несамостоятельна и лишена прав. Права и обязанности греческой и римской „матроны“, по существу, соответствовали правам и обязанностям домашних рабов».
В 1910 году на Второй международной социалистической женской конференции, проходившей в Копенгагене, именно Цеткин предложила учредить Международный женский день. Однако дата 8 марта была единогласно принята женщинами мира только спустя четыре года. К этой договоренности присоединилась и Россия. Изначально его цель была привлечь внимание общественности к проблемам женщин путем проведения митингов и шествий. |
Широкое распространение получила версия, согласно которой традиция отмечать Международный женский день 8 марта была положена маршем, который провели в этот день в 1857 году работницы текстильной промышленности и фабрик по пошиву одежды в Нью-Йорке. Женщины таким образом хотели выразить свой протест против неприемлемых условий труда и низкой заработной платы. В то время они работали до 16 часов в сутки, а труд их был низкооплачиваемым.
Несмотря на то, что традиция празднования Международного женского дня в нашей стране имеет давние корни, его идеология в разные периоды истории была разной. Принятая после Октябрьской революции Конституция РСФСР 1918 года закрепила политику равноправия женщин в качестве государственной. В результате мужчины поздравляют в специальных выпусках газет того времени не представительниц слабого пола, не милых дам, а боевых товарищей по героическому труду и борьбе за светлое будущее человечества. |
Особое отношение к женщинам сложилось в первые годы советской власти, решения |
По-настоящему выход женщины на новый социальный уровень состоялся уже при советской власти. Одним из приоритетов внутренней политики нашей страны в 30-е годы XX века стало наделение гражданок такими правами, каких даже не имели представительницы прекрасного пола в других государствах. Вот что сообщается в издании «Женщина в СССР и странах капитала» (1938): «Советская женщина – самая свободная и самая счастливая женщина в мире. Великие права и свободы, действительное и фактическое равноправие советской женщины во всех областях государственной, хозяйственной, культурной и общественной жизни обеспечивается прочной незыблемой экономической базой, созданной в результате торжества социализма в нашей стране». |
|
Являясь уникальным электронным хранилищем материалов по истории российской государственности, частью которой стал так называемый женский вопрос, Президентская библиотека предоставляет возможность всесторонне его исследовать. Различные интерпретации этой проблемы свидетельствуют о том, что она не теряет актуальности и в наши дни.
По материалам Президентской библиотеки