Библиотека имени В.М. Шукшина

1 января 2024

Новый год меняет дату

Новый год меняет дату

Новый год — любимый праздник не только детей, но и взрослых. История новогоднего праздника фактически охватывает тысячелетний период существования российского государства. За многовековую историю календарный обряд в честь зимнего солнцеворота вобрал в себя ритуалы разных культур и обществ: елка «пришла» из Германии, а Снегурочку «придумали» в СССР. Как и многие народы мира, наши предки в разные эпохи началом Нового года считали разные даты: 1 марта, 22 марта, 1 сентября, 1 января. Также в течение долгого времени праздник находился в «тени» Рождества. Главным и любимым он становится только в советскую эпоху. Попробуем проследить как со временем менялось празднование Нового года.

 

Традиции предков или как отмечали Новый Год 1 марта

На Руси дата Нового года была непостоянной. Земледельцы начинали работы в поле с 1 марта, и эту дату считали первым днем года. В других случаях Новый год совмещали с днем весеннего равноденствия 22 марта. Хотя для некоторых славян-язычников первым днем года считался так называемый «зимний солнцеворот» 22 декабря (самый короткий и холодный в году), обычно праздник все же устраивали тогда, когда земля «просыпалась» и готовилась подарить очередной урожай.

 

Крещение Руси Или как Новый Год перенесли на сентябрь

В 988 г. Русь приняла христианство, и вместе с новой религией к нам пришёл Византийский календарь. Это был юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев; семидневной неделей и продолжительностью года в 365,25 суток. Так же вошла в употребление и византийское летосчисление, где сотворение мира относилось к 5508 г. до Рождества Христова.

МасленицаПо-новому для Руси календарю год должен был начинаться в сентябре. Как известно, с традициями бороться очень непросто. Даже окрестившись, русский народ упорно продолжал встречать Новый год по старинке 1 марта – с началом весны. Отголоски обычаев того далёкого праздника сохранились до сих пор в некоторых обрядах Масленицы. Продолжалось это довольно долго. Только в конце 15 в. православная Русь начала отмечать начало нового года с 1 сентября, был 1492 год. И случилось это по приказу Иоанна III.

В историческом очерке Иван Николаевич Божерянов «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу: исторический очерк» говорится о том, что «в Древней Руси предки наши до Петра первого не начинали года с января месяца, он ничем не отличался от других месяцев. Церковный год начинался с 1 марта. Общее древнее иудейское христианское предание говорит, что в этом месяце бог создал мир и человека. Что же касается гражданского года, то начала его с 1 сентября имело первоначально иной смысл.

Бажерянов_как праздновали НГ     Бажерянов_Новолетие

Божерянов И.Н. Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу : исторический очерк И. Н. Божерянова. - Санкт-Петербург : издание М. Ледерле и К°, 1894 (обл. 1895). - 123, [2] с. ; 20 см.

По словам историка Василия Татищева, в 1342 году на московском Соборе под председательством митрополита Феогноста обсуждался вопрос о правильной дате празднования Нового года. В результате прений было решено праздновать начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября. Вторично это решение было подтверждено в 1492 и 1505 годах, так как русские люди всё ещё отмечали праздник по старинке, в марте.

Это торжество отличалось глубоким религиозным характером. Цари в этот день старались ознаменовать делами правосудия и милосердия. Церковь в это день с особенным торжеством совершала свои молитвословия. Люди богатые рассылали в детские приемные дома милостыню. Целый день продолжался колокольный звон».

 Бажерянов_Новолетие

Сентябрьский Новый год русские люди встречали с удовольствием, торжественно и по чину. Многие стремились приехать на праздник в Москву, где устраивались пышные торжества. Из всех городов и селений к Белокаменной тянулись подводы и телеги крестьян, спешили кибитки дворян и гремели колёсами по бревенчатым настилам мостовых рыдваны важных бояр. Всем хотелось побывать в Кремле и посмотреть стольный град.

Сентябрьский Новый год

Встречали Новый год так же, как делаем мы сегодня, ночью. В последний вечер старого года дорогие гости и почтительные родственники обязательно сходились в дом главы семейства или старшего в роду. Гостей приветливо встречали, усаживали за накрытые столы, угощали мёдом, малиновой бражкой или заморским вином — смотря по достатку хозяев. За неспешной беседой ждали полуночи. Ровно в двенадцать в тишине гремел выстрел вестовой пушки, возвещавшей о наступлении Нового года, и сразу же бил большой колокол на Иване Великом. Все обнимались, троекратно целовали друг друга, поздравляли с Новым годом и желали добра и мира. И начинался пир!

Всего чуть более двухсот лет россияне пользовались такой системой счёта лет. Последний раз осенний Новый год был отпразднован 1 сентября 1698 года.

 

И снова Новый год меняет дату — 1 января

На исходе первой трети 7208 г. от сотворения мира россиянам вновь изменили календарь и вновь перенесли празднование начала Нового года.

19 декабря по юлианскому календарю Пётр подписал именной указ «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от Сотворения мира».

Петр I Бажерянов_Новолетие

Реформу Пётр объяснил так: «А то указали Мы Великий Государь учинить, для того, что во многих Христианских окрестных народах, которые православную Христианскую Восточную веру держат с нами согласно, лета пишут числом от Рождества Христова».

Ёлки и новогодние фейерверки появились в наших домах и на улицах так же благодаря этому указу Петра: «по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых. А людям скудным (то есть бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению по 7-е число генваря того же года. Да в 1-й день генваря, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и …знаменитым людям каждому на своём дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. А по улицам большим, где пристойно, с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать».

Сам царь первый пустил ракету, которая, огненной змейкой извиваясь в воздухе, возвестила народу наступление Нового года, а вслед за нею, согласно царскому указу, началась потеха и по всей Белокаменной....

Так, по велению Петра Первого 1 января 7208 год стал 1700 годом. Этот первый «настоящий» Новый год в столице прошёл шумно и весело, как и повелел Государь. Но едва завершились празднества и народ пришёл в себя после новогоднего шума, как в Москве поднялся ропот по поводу перемены летосчисления. Весьма многие — не только из простого народа, но и из тогдашней московской знати — удивлялись: «Как мог Государь переменить солнечное течение?» Веруя, что Бог сотворил свет в сентябре, многие остались при своих старых привычках: новогодний праздник опять встречали дважды — сначала 1 сентября, как было заведено исстари, а потом 31 декабря, как приказал царь-реформатор.

 

Путаница в календарях

Введение нового календаря, безусловно, внесло некоторое смущение народа. Тем не менее, не было сумятицы в датах, гражданские праздники не противопоставлялись церковным. Всё было логично и понятно: Новый год отмечался после Рождества, то есть после окончания Рождественского поста, не нарушая его течения.

Важным событием этого периода были Святки. В ночь с 24 на 25 декабря праздновался рождественский сочельник, который подводил черту под прожитым годом, завершал рождественский пост и открывал двухнедельные новогодние празднества. По всей территории России был распространён обычай новогоднего обхода домов молодёжью или детьми. В деревнях ряженые с песнями и прибаутками ходили толпами под окна просить пирогов.

Святки

Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Вот где было настоящее веселье!

Каждая семья с нетерпением ожидала колядующих, готовила для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки. Эти традиции празднования Рождества сложились у нас давным-давно, ещё в X веке, и празднование Нового года по петровскому указу органично вплелось эту традицию.

Но всё же так сложилось исторически, что наш «старый стиль», как его сейчас называют, отставал от календаря, по которому жил «григорианский» мир, так как к 1700 году большинство государств Европы уже перешли на григорианский календарь. Поэтому в XVIII в., когда Пётр ввёл свой указ, разница между юлианским и григорианским календарями составляла 11 дней.

При Екатерине II стали проводить торжественные балы-маскарады. Фактически в Российской империи традиции празднования Нового года и Рождества были совмещены.

Во времена Николая I произошла демократизация новогодних и иных празднеств. Об этом пишет Алексей Греч в изданном в 1851 году справочнике «Весь Петербург в кармане»:

Весь петербург в кармане балы

Греч А. Н. (1814-1850).
Весь Петербург в кармане : справ. кн. для столич. жителей и приезжих с пл. Санкт-Петербурга и 4 театров, сост. Алексеем Гречем. - 2-е изд., испр. и доп. -Санкт-Петербург : Тип. Н. Греча, 1851. -VI, 630 с., 5 л. пл. ; 15

Первая в Петербурге публичная новогодняя елка появилась при Николае I, благодаря его супруге Александре Федоровне, прусской принцессе по происхождению. Если до этого дом украшали, как правило, ветками, не только хвойными, но и березовыми, и вишневыми, то в середине XIX в. появилась традиция наряжать ель, которая стала украшаться по немецкому образцу и ставилась на Рождество. Уже позже, в 1840-х годах, эта традиция из царской семьи шагнула в народ. В крестьянских семьях ёлки добывали сами в лесу. А в дворянских – покупали на базаре. Итак, ёлка окончательно прижилась в России к началу 1850-х.

 

Сама традиция украшения также пошла от немцев, но приобрела больше библейскую направленность. Во второй половине XIX – начале XX века постепенно формируется и образ главного героя Нового года – Деда Мороза, дарящего детям подарки. В это же время в Россию из Европы в 1897 пришёл ещё один обычай – поздравительная открытка. Впрочем, в 1914 г. елка оказалась под запретом из-за Первой мировой войны. Как известно, во время Первой мировой войны, в которую Россия вступила в 1914 г., в стране началась активная антинемецкая кампания. Весной 1915 г. Николай II утвердил «Особый комитет для объединения мероприятий по борьбе с германским засильем», ближе к зиме началось принудительное переселение немецких колонистов в Сибирь. Плюс к этому можно отметить переименование Санкт-Петербурга в Петроград – явление сугубо символическое. Новый год тогда воспринимался тоже как нечто, привнесенное из Германии. 

В канун 1915 г. немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили праздник с традиционной ёлкой. Пресса назвала это «вопиющим фактом», журналистов поддержали святейший Синод и император Николай II. Пойдя на поводу у общественного мнения, царь назвал традицию нового года «вражеской» и категорически запретил ей следовать. Однако после прихода к власти большевиков в октябре 1917 г. запрет отменили. В Германии, как известно, в 1918 г. произошла революция и теперь эта страна стала нам ближайшим другом по коммунистическому интернациональному движению.

До 18 февраля 1918 года в России 14 января отмечали Васильев день. На этот день у православных людей приходится христианский праздник Обрезание Господне и чтится память святителя Василия Великого. В народе этот праздник имел своеобразные названия. Его называли Васильев вечер, Василий Свинятник или Свиной праздник. Стол накрывали щедрый, обязательными были блюда из свинины. Дело в том, что Василий считался покровителем земледелия и свиноводства. Все действо начиналось 14 января, сразу после новогодней ночи. Крестьяне ходили по соседним домам и совершали обряд, имитирующий весенний сев. Обычно важную обязанность обсыпать жилье соседей зерном выполняли дети, чаще всего мальчишки. И здесь активно проявлялось народное творчество. «Сеяльщики» приходили с песнями, частушками, с пожеланиями благополучия, за что получали щедрое угощение.

Святочные гуляки в малороссии

Обряд «Вождение Маланки». Рисунок «Святочные гуляки в Малороссии»

Сею, вею, посеваю, С Новым годом поздравляю! На Новый год, на ново счастье — Уродись пшеничка, Горох, чечевичка! На поле — копнами, На столе — пирогами! С Новым годом, с новым счастьем, хозяин, хозяюшка! 

Самое вкусное подавалось на стол вечером. Этот вечер в народе назывался Щедрым. Не забывайте, что все происходило после Рождественского поста. Гостей потчевали от души, между хозяевами шло даже определенное соревнование, кто щедрее. Хозяйки готовили богатые столы, состязаясь друг с другом. Было негласное поверье: кто накроет самый лучший стол, тому весь год будет сопутствовать удача. И на стол выставлялись различные каши с мясом, пироги и блины. Самыми почетными были блюда из свинины: холодцы, жаркое, пироги. 

К сожалению, традиции этого праздника забываются. Даже в небольших городках и селениях обычаи Васильевой коляды чтут все реже, да и помнят о них теперь не все дедушки и бабушки.

 

Большевики: война с ёлками

Сразу же после Октябрьской революции, уже 16 ноября 1917 г. Совет народных комиссаров во главе с Лениным был рассмотрен вопрос о переходе на новое счисление времени. Большевики, сами того не подозревая, подарили стране очень приятный, правда, не совсем формальный праздник. Они поменяли действующий юлианский календарь на григорианский, по которому и жила тогдашняя Европа. 24 января 1918 г. Был принят декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». 

Спросите, зачем? И будете не правы. Разница между двумя системами составляла всего 13 дней, а проблем и неудобств для России при ведении международных политических и экономических дел доставляла много. Один пример: вы отправляли телеграмму в Европу, а получали ее там со штемпелем, где стояла дата на несколько дней раньше, чем отправили в России. Потому 14 февраля 1918 года и было принято эпохальное решение. С той поры все получили возможность праздновать необычный праздник – старый Новый год, то есть Новый год по юлианскому стилю. 

После перехода на новый календарь изменились и праздники. Сразу возникли противоречия с православными праздниками – ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю – получилось, что Рождество праздновалось не до, а после Нового года. До 1919 г. Рождество еще отмечалось 25 декабря, после – 7 января, но новая власть собиралась ввести свои праздники – социалистические.

В первые послереволюционные годы традиция ещё сохранялась в неприкосновенности. По-прежнему радовали ребятню и «старорежимный» Дед Мороз, и нарядные ёлки. Так все и продолжалось бы – Дед Мороз, елочка, подарки… Даже Владимир Ильич Ленин с удовольствием проводил праздник в Горках.

Ленин в сокольниках

Николай Жуков. Ленин на ёлке в Сокольниках (1919)

Но истинные партийцы не дремали, вовремя углядели в этом празднике идеологическую диверсию и праздник начали потихоньку переделывать. Отменили Рождество, а с ним отменилась и елка. А с елкой, по сути, был отменен и Новый год. В одном из циркуляров антирождественской кампании говорилось, что «бытовая обстановка рождественского праздника вредно действует на здоровье и воспитание детей: святочные рассказы с чертовщиной; дым и газ от ёлки; пьяные крики гостей…». Ёлке была объявлена беспощадная война. При этом её почему-то обозвали «поповской», хотя до революции именно церковь боролась с ёлкой как с отголоском языческих обрядов.

Долой елку! 

Кампанию по дискредитации новогодних праздников подхватили и детские журналы: журнал «Чиж» призывал детвору включиться в эту борьбу: «Теперь все мы должны бороться против ёлки!»; журнал «Юный натуралист» публиковал статьи: «Вред рождественской ёлки», «Рождество Христово — поповская сказка». Борьба с «религиозным дурманом» шла полным ходом:

Скоро будет рождество –
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придёт капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Ёлку срубит топором,
Отпустивши злую шутку…

Вскоре был прекращён выпуск новогодних открыток, остались в прошлом весёлые рождественские и новогодние праздники и гуляния. Новогодний праздник вместе с ёлочкой, следуя классическим правилам конспирации, ушёл в подполье.

 

Снова празднует народ Рождество и Новый год

Елочный торг до 1925

Генрих Манизер. Елочный торг. До 1925
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Омск

Запрет на проведение новогодних праздников действовал недолго, всего шесть лет. Уже в конце 1934 г. Сталин лично дал указание вернуть народу праздник Нового года. Рождеству, впрочем, повезло меньше. Оно осталось под запретом.

В декабре 1934 г. главная газета страны «Правда» напечатала статью секретаря ЦК ВКП(б) Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!» В статье говорилось: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас многие детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия детишек трудящихся Советской страны? Следует этому неправильному осуждению ёлки положить конец».

Хотя на подготовку праздника оставалось всего три дня, рекомендации «Правды» были исполнены молниеносно, и в назначенный срок ёлки были везде! Уже на следующий день газета писала, как «организовать заготовку ёлок, закупку игрушек и украшений», а 30 декабря ёлками торговали почти все рынки Москвы, артели же и кооператоры предлагали «специальные ёлочные наборы, фигурные пряники и марципанные фигуры».

А чтобы организовать встречу Нового года в идеологически верном ключе, в том же декабре 1934 г. в свет вышло «Пособие для партийных и комсомольских ячеек», в котором давались подробные указания об организации праздника. К примеру, венчать ель должна была пятиконечная красная звезда. Ёлочные игрушки также должны были соответствовать требованиям политического момента: вместо шаров предлагалось изготовить из цветной бумаги фигурки тракторов и комбайнов. Там же, был приведён текст и ноты-песни ставшей с тех пор нашей главной новогодней песенкой. В «Пособии» был изменён и внешний облик Деда Мороза. Дореволюционный Мороз надевал перчатки, непременно трёхпалые и белые – это символизировало святость всего того, что он даёт из своих рук. Теперь же ему полагалось носить тёплые красные варежки, которые если, что-то и символизировали, то только цвет государственного флага. С алой шубы исчезла и богатая вышивка серебряными нитками, и оторочка из лебединого пуха.

В Москве, в Колонном зале Дома Союзов прошли первые новогодние представления и не имели ничего общего с нынешними, когда дети наряжаются в костюмы зайчиков, белочек и принцесс и водят хороводы. В 30-е годы вокруг елки бегали "красногвардейцы" и "ударники труда", а вместо хлопушек гремели залпы крейсера "Авроры". Сценарии для представлений писали лучшие писатели СССР - Лев Кассиль и Сергей Михалков.

Только в 1947 году 1 января объявили выходным днем, а в 1992-м выходным днем сделали и 2 января.

Пригласительный на елку 1954 

Приглашение на ёлку в Кремль (Большой кремлёвский дворец). 3 января 1954 г. 11х8 см. Картон, цветная печать.

Кремлевская елка была учреждена в 1954 г. Традиционным элементом Нового года в России считается обращение главы государства. Впервые поздравление граждан с праздником прозвучало в 1936 году – тогда председатель ЦИК Михаил Калинин поздравил с Новым годом участников первой арктической экспедиции. Первое всенародное обращение также принадлежит Калинину – его речь прозвучала по всесоюзному радио в 1941 году. С экранов телевизоров граждан впервые поздравил с Новым годом Леонид Брежнев – его обращение состоялось 31 декабря 1970 года. Самое неожиданное поздравление ждало россиян в 1991 году – тогда с Новым, 1992 годом телезрителей поздравлял не лидер государства, а юморист Михаил Задорнов. Тогда же формируются и другие современные символы Нового года – «оливье», «мандарины» и т.д. С начала 1990-х гг. постепенно восстанавливается и празднование Рождества. Сегодня Новый год остается одним из главных праздников в России. С 2013 г. произошло восстановление идей Петра I – праздничными днями стали 1-8 января. 

В коллекции Президентской библиотеки «Новый год и Рождество в России» представлены основные законодательные акты и исследования, относящиеся к празднованию Нового года и Рождества, их описание в исторических источниках, наградные листы, поздравительные письма, исторические и современные календари, дореволюционные и советские и мультимедийные открытки.

коллекция пб нг.jpg 

Праздничные традиции в России и других странах развивались и складывались под влиянием религиозных, политических, идеологических установок. Но, пожалуй, самая главная традиция Нового года, зародившаяся много веков назад, актуальна и теперь – загадывать желание в новогоднюю ночь, поздравлять близких и друзей – желать им счастья, здоровья и любви. Ведь недаром «говорят, под Новый год, что ни пожелаете, все всегда произойдет, все всегда сбывается».

Исторический экскурс подготовлен на основе коллекции Президентской библиотеки «Новый год и Рождество в России».

 

См. также в Президентской библиотеке:

  • Лит.: Иванов Е. Новый год и Рождество в открытках. СПб., 2000;
  • Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб., 1830. Т. 3: 1689-1699. № 1736. С. 681.;
  • Президиум Верховного Совета СССР. Указ от 23 декабря 1947 г. «Об объявлении 1 января не рабочим днём» //Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. – июль 1956 г. / под ред. к. ю. н. Мандельштам Ю.И. М., 1956. С. 376.;
  • 1 января объявлено праздничным и выходным днём// День в истории.
А также на основе материалов:


Поделиться страницей