Театр в России – явление уникальное и самобытное. И если его история последних десятилетий известна достаточно хорошо, то истоки, уходящие вглубь веков, по-прежнему остаются для многих белым пятном. Устранить его можно, обратившись к коллекции Президентской библиотеки «Год театра в России», которая содержит электронные копии уникальных изданий, посвящённых исследованию русского театра.
История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.
Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество - обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра - драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.
Первыми актёрами российского театра были деревенские жители, которые отличались от односельчан лишь тем, что любили выступать на публике и умели развлекать.
|
В то же время П. О. Морозов в своём исследовании «История русскаго театра до половины XVIII столетия» (1889) подробно рассказывает о рода зачатках драматической постановки. Это были различные песни и пляски по случаю какого-нибудь значимого события: «У нас на Руси первых признаков появления драматическаго элемента в словесности следует искать в культовом обряде и сопровождающих его песнях, и вместе с тем – в играх, в которых мимический инстинкт, всякому человеку присущий, находит выражение в действии. Правда, такой примитивный театр имеет свою отличную от прочих театров существенную особенность в том, что содержанием и формой ему служат не сценические произведения, а лишь имеющие магическое значение обряды; но, в общем, такой театр, со строго ограниченным специфическим репертуаром, является, в своих основных зрелищных чертах, самым настоящим театром». Автор обращает внимание читателя на одном из самых театральных обрядов, совершавшихся, до последнего времени, в русском, украинском и белорусском быту, а именно на свадебном обряде, за которым недаром установилось теперь название «религиозно-бытовой драмы», а за совершением бракосочетания — старинное определение: «играть свадьбу». |
Эту «драму» семейно-племенной общины можно разделить на три больших акта: сватания, обручения и «весилля» (свадьбы), в собственном смысле слова.
Каждый акт, в свою очередь, распадается на ряд сцен, троекратно повторяющихся из действия в действие, все с большим развитием и усложнениями сцены похищения, отпора со стороны родных невесты, примирения борющихся сторон, выкупа невесты у ее родни, религиозных обрядов и вступления молодых в супружество.
Сценою, где развертывается действие, является поочередно то дом невесты, то дом жениха, то двор и прилегающая к нему улица.
Действующими лицами являются жених, именуемый «князем» (безразлично, к коему сословию тот относится), его «дружина» (попросту говоря — компания приятелей жениха, в которую входят сваты, музыканты, возница и др.). «Премьершей», среди действующих лиц является, само собою разумеется, невеста, именуемая, под пару жениху, «княжною», ее дружки, отец и братья, к коим присоединяется потом, по ходу действа, отец жениха и двое матерей, которые в вывороченных мехом наружу кожухах исполняют ряд магических действий «от сглазу» и др.
Одной из значительных особенностей этой многоактной «пьесы», из репертуара обрядового театра, является участие в ней — рядом с «любителями», так сказать, драматического искусства — настоящих профессионалов. Я имею в виду две категории таковых: плакальщиц и скоморохов.
Профессиональные плакальщицы еще недавно приглашались к невесте в подмогу, чтобы возбудить у соседей жалость к «бедняжке», не умеющей плакать как следует (т.е. по-нарочному), а между тем вынужденной покинуть отчий дом и идти работать к «чужаку».
Плакальщицами («плакушами») и причитальницами бывали на Руси большей частью вдовы или старые девы, обращавшие свой талант и навык в профессию, «кормившую» их, как наймиток на свадьбах, на похоронах и проводах рекрутов за хорошее вознаграждение (деньгами, съестными припасами или «отрезами» на платье).
Другой разновидностью профессионалов, принимавших участие в свадебной «драме», были скоморохи, которые же напротив веселили и развлекали народ песнями и плясками, шутками и музыкой. Именно появление скоморохов было одной из причин того, что наряду с обрядовыми игрищами в деревнях стали появляться и действие совсем другого характера. Вот скоморохи и стали теми, кто сыграл важную роль в появлении на Руси таких зрелищ.
Итак, кто же такие скоморохи? Народные потешники, которые были званными гостями и у простого люда и в княжеских домах. Быть может, первыми скоморохами были бродячие музыканты, комедианты, появившиеся в Древней Руси из Византии.
В книге В. Всеволодского-Гернгросса «Краткий курс истории русского театра» (1936), которую также можно найти на портале Президентской библиотеки, говорится о первых «профессиональных» актёрах – скоморохах: «Ещё до развития в России театра носителями „актёрского“ искусства в старой Руси были так называемые скоморохи – балагуры-весельчаки, в одно и то же время игравшие на музыкальных инструментах, сказывавшие исторические песни и сказки, плясавшие, водившие кукол и учёных медведей и т. д. Они были душою всех праздничных собраний, особенно святок, масленицы, свадеб. В скоморошьем репертуаре видное место занимали примитивные диалогические сценки увеселительно-сатирического характера, являвшиеся непосредственным родоначальником игр-комедий и так называемой „народной драмы“».
Одним из любимейших представлений скоморохов был кукольный театр. Один из немецких путешественников Адам Олиарий, посетивший Россию в 1630 г. изобразил на гравюре представление кукольного театра, описав его следующим образом: «Комедианты, обвязываются простыней, поднимают свободную ее часть вверх и устраивают над головой подобие сцены, и показывают на ней преставления из кукол».
Особенно сильным гонениям подверглись скоморошьи потехи в годы монголо-татарского ига, когда особенно вырос в народе авторитет православной церкви. Подобное отношение не было случайным, даже их облик считался на Руси греховным.
Петр Осипович Морозов также подчёркивает, что уже в те времена участники подобных обрядов нередко носили костюмы – совсем как театральные актёры в будущем: «Обычными и наиболее распространёнными у нас типами ряженья являются фигуры животных – волков, лисиц, журавлей, в особенности же медведя и козы; далее мужчины рядятся женщинами и наоборот; рядятся разбойниками, цыганами, чертями», а сами при этом беспрестанно сквернословят.
Рубеж 16-17 вв. стало определенной вехой в развитии русской культуры. В это время роль скоморошества усилилось. Так в 1571 году появляется придворный штат скоморохов, выступавших в придворном чулане, а в 1613 г. уже при Михаиле Романове появляется Потешная палата, которая становится первой в России театральным помещением.
На фоне мятежей, восстаний, постоянных прошений представителей церкви в 1648 г. царь Алексей Михайлович издает Запретительную грамоту. Она предписывала «везде, где появится домры, гусли, хари, то есть маску, всякие бесовские сосуды, т.е. музыкальные инструменты, немедля изымать и сжигать. При повторении проступка-наказывать провинившихся кнутом и ссылать в отдельные окраины». Следом аналогичная грамота вышла в 1654г. Остановилась работа Потешной Палаты.
Однако, как это ни странно, именно царь Алексей Михайлович, положив конец традиции скоморошества, сам же учредит в России 1 придворный театр, просуществовавший с 1672 года до 1676 года.
Во 2 пол. 17 века авторитет православной церкви спадает. Русское средневековье уступает новому времени, усиливается влияние запада, а вместе с ним проникают в русскую культуру увлечение театром. Об этом рассказывает книга Е. Волковой «Боярин Артамон Сергеевич Матвеев и его время» (1897).
|
Пастор не только взялся за обучение новоявленных артистов — 64 отобранных молодых мужиков и мальчиков-подростков, которых собирал и уговаривал пойти в артисты по различных московским заведениям, но и сочинил пьесу на библейский сюжет об Эсфири, спасшей еврейский народ от бесчинств Амана.
Сначала представление предполагалось в личном доме одного из царских вельмож, однако дело потребовало серьезного подхода, и вскоре в подмосковной резиденции царя, в селе Преображенском, было построено настоящее театральное помещение - Комедийная хоромина, ставшей первым театральным зданием на Руси.
17 октября 1672 года прошло открытие долгожданного театра и первое представление. На этом важном событии присутствовали сам царь и все его ближние бояре. В специальной ложе находились царица и её придворные дамы. В вышеупомянутой книге «Театр до-Петровской Руси» описывается убранство типичного для того времени театра: «Сцена помещалась на высоком в виде полукружья: перед сценой возвышалось царское место, обитое красным сукном, а за ним галлерея с решётками для царскаго семейства; около галлереи полукружием стояли лавки для высших сановников; для прочих были устроены места по бокам... Оркестр состоял из органа, труб, флейт, скрипки, барабана и литавр помосте, обитом красным сукном, и украшалась ёлками. Самый театр был построен».
Представление длилось десять часов, но царь досмотрел всё до конца и остался очень доволен. Когда спектакль был окончен, зрители тут же отправились в баню, так как считали, что после такого «действа» необходимо смыть с себя все грехи. Театр называли в то время «позорищем» (дословно — зрелищем). И всё же, отмечает автор, в те годы театр в основном был развлечением для высших слоев общества, то есть фактически был придворным. Кроме драматических театров стали устраиваться и балеты.
В 1675 г. Грегори умер, сам же театр, будучи придворным, прекратил свое существование со смертью Алексея Михайловича 26 января 1676г.
Однако придворный театр не был единственным явлением театральной культуры.
В период царствования Алексея Михайловича появляется и школьный театр, который просуществовал более полстолетия. Основателем драматургии стал монах Симеон Полоцкий, который был пригашен в Москву воспитателем царских детей, а также С. Полоцкий стал учителем Заиконо-Спасской Академии, на основе которой по его проекту была организована после его смерти Славяно-греко-латинская Академия в 1685 г., в стенах, которой по примеру западных академий, также стали даваться студентами театральныя представления ежегодно два раза, – с целью приучить воспитанников „к честной смелости“».
Мощный импульс развитию русской драматической сцены дал, конечно, Пётр I. По замыслу императора, театр должен был стать доступен каждому и служить инструментом европейского просвещения. Об этом можно прочесть в раритетном издании «История русскаго театра» (1914) под редакцией В. В. Каллаша и Н. Е. Эфроса «Ни в одной стране театр не играл такой роли, как в России. Если для „тишайшего царя“ театральныя представления были только придворной забавой, „жалостной“ или „прохладной“, то для его сына, великаго Преобразователя, они уже сделались могучим средством проведения европейскаго просвещения в некультурную русскую среду».
Будучи знаком с западными театрами, Петр чувствовал, что именно театр станет рупором его идей, воспитанием нового человека. Но для этого требовался настоящий театр – такой, каким он был в Западной Европе. «В 1701 году кукольный комедиант Иван Сплавский был отправлен в Польшу, в Данциг для найма целой труппы драматических артистов. Наряду с основными требованиями, предъявляемыми театром к приглашённым актёрам, учитывалось и то, чтобы актеры были „понятными“ русской публике. Однако, приехавшая немецкая труппа некоего „знатного в тех (т. е. театральных) науках звычайного“ принципала Ягана Кунста могла играть только по-немецки. Поэтому тотчас же Кунсту были отданы русские ребята в обучение. Пётр сделал театр Кунста не придворным, а публичным, что резко отличает этот театр от театра его отца и его преемников», – пишет В. Всеволодский-Гернгросс в «Кратком курсе истории русского театра» (1936).
Комедийной хоромины уже не существовало, и было решено построить на Красной площади Комедийную Храмину.
Однако так бодро начатое театральное дело просуществовало недолго. В 1706 г. театр на Красной площади был закрыт. По мнению историков, причина была в том, что театр не выполнил ту идеологическую роль, на которую рассчитывал Петр, и кроме того, перевод иностранных пьес составлял желать лучшего, так многие метафорические выражения переводились буквально и текст соответственно терял смысл. В репертуаре отсутствовали пьесы русские, повествовавшие о понятной публике жизни.
Весной 1707 г. в Китай городе стали разбирать деревянные постройки, сняли крышу с Комедийной храмины, но Петр запретил сносить театральное здание. Все театральное имущество забрала себе сестра Петра царевна Наталья Алексеевна, решившая организовать свой домашний театр. В 1708 г. царевна перебирается в Петербург. Здесь было оборудовано специальное здание.
Илья Александрович Шляпкин – историк литературы и археограф в исследовании «Царевна Наталья Алексеевна и театр ее времени» дает освещение одному из малоизученных периодов в истории русского театра в издании 1898 года серии «Памятники древней письменности».
Приводится рукопись, в которой содержатся ноты, ролевые отрезки комедий и других произведений для театра: поздравления, приветствия, диалоги о премудрости, а также выписки ролей из пьес, написанных самой Натальей Алексеевной, например пьеса «Екатерина Великомученица». Наталья Алексеевна сама перерабатывала библейские сюжеты и сцены современной жизни, рыцарских романов.
В издании историка и публициста Александра Кизеветтера «Первый общедоступный театр в России» (1917) идет повествование об эпохе царевны Натальи Алексеевны и Петра Первого. Со смертью Натальи Алексеевны в 1716 г. театр прекратил свое существование.
В первой половине XVIII века так же был популярен театр демократических слоёв городского населения. Публичные выступления устраивали приказные служители, слуги, ремесленники, школяры и все желающие. Назывались эти представления «игрищами». Оформление спектаклей отличалось крайней простотой – актёры играли в рогожных костюмах. Публика извещалась о представлениях звуками рогов; кроме того в окне дома, где происходило «игрище», выставлялся фонарь. Театры демократических слоёв городского населения представляли собой как бы промежуточное звено между народными «игрищами» и профессиональным театром.
Придворный театр переживал полосу застоя. Некоторое оживление в театральную жизнь при дворе произошли во время правления Анны Иоанновны. В 1737 году в зимнем дворце был построен зал на 1000 мест. Во время ее правления увеличилось число приезжих иностранных трупп: голландцы, немцы, англичане, выступавших в разных жанрах. При ее дворе оживилась шутовская культура, продолжавшая традиции скоморохов – у нее были великаны и карлы, шуты и шутихи.
Вслед за придворным театром стали развиваться и домашние театры, театры дворян. Одним из самых известных театров в России в середине 18-го века был крепостной театр Шереметьевых, основанный Петром Борисовичем Шереметьевым. В книге «Домашний крепостной театр Шереметевых XVIII века» (1927) искусствоведа Владимира Станюковича приводятся интересные факты об организации театра в имении Кускова, о репертуаре и актерском составе. К выдающимся русским крепостным актрисам надо отнести и блиставшую в театре графов Шереметевых Прасковью Жемчугову-Ковалеву, бывшую крепостную актрису, ставшую графиней Шереметевой.
Известен и другой крепостной театр в России, о котором повествует издание Николая Павловича Кашина 1927 года – «Театр Н. Б. Юсупова». Материал знакомит нас с личностью Николая Борисовича Юсупова и его материальным благосостоянием, показывая какое место занимал театр среди его расходных статей. Репертуар этих театров составляли, как правило, произведения европейских авторов и музыкантов, в первую очередь французских и итальянских: Однако уже появлялись и русские авторы.
А затем на престол взошла дочь Петра – Елизавета Петровна.
В царствование Елизаветы Петровны музыкальное и театральное дело очень выросло и стало на ноги. В середине XVIII века в России сложились все условия для создания национального театра. Возникла и развивалась национальная драматургия. В широко распространившихся по стране театрах «охочих комедиантов» формировались многочисленные кадры полупрофессиональных актёров. О настоятельной потребности в национальном театре свидетельствовало множество любительских трупп, стихийно зарождавшихся в разных социальных слоях русского общества.
«Отцом русского театра», по определению Белинского, стал Фёдор Григорьевич Волков (1728-1763). В 1750 году в Ярославле Волковым был открыт театр. Играла в этом театре труппа любителей-разночинцев. Первоначально театр помещался в старом амбаре, оборудованном усилиями Волкова для театральных представлений. Спектакли имели успех у ярославской публики, и вскоре маленькое здание стало тесно для умножающегося числа зрителей. Так необходимые средства для построения нового здания театра были найдены, благодаря публике, заинтересованной в таком театре.
Алексей Алексеевич Ярцев в изданиях «Ф. Г. Волков (основатель русского театра) : его жизнь в связи с историей русской театральной старины : биографические очерки А. А. Ярцева : с портретами Волкова, Дмитревского, Плавильщикова, Яковлева и Семеновой» и «Основание и основатель русского театра (Ф. Г. Волков) : с портретом Волкова, планами "Волковского Ярославля" и дома Волкова, видами: Николо-Надеинской церкви, иконостаса, царских врат (работы Волкова), Полушкиной рощи и Ярославского театра» приводят биографические очерки о жизни и деятельности Федора Григорьевича.
В 1751 году известие о ярославском театре доходят до Петербурга. И в январе 1752 года императрицей был издан указ, по которому Волкову вместе с братьями Григорием и Гавриилом, а так же другими членами труппы, надлежало прибыть в Петербург. К концу месяца «ярославцы» приезжают в Царское Село, где и состоялось представления «Хорева», «Синава», «Аристоны», и «Гамлета». Наиболее талантливые актёры ярославского театра были отданы на обучение в Шляхетный корпус.
30 августа 1756 года последовал исторический для русской сцены указ императрицы Елизаветы Петровны, в котором она повелевала «учредить русский для представления трагедий и комедий театр». Под театр был отдан Головкинский каменный дом на Васильевском острове. Директором театра был назначен уже известный к тому времени драматург и поэт А.П. Сумароков.
Авторы-редакторы «Истории русскаго театра» в начале XX столетия отмечают: «Развитие русскаго театра шло быстрым темпом. Но, начав жить значительно позднее других, русский театр во всех его слагающих частях, и в драматургии, и в искусстве актера, и в обстановке спектакля, развивался с такой напряжённостью и быстротой, что успел к нашему времени сравняться с западно-европейским театром в глубине и красоте своих достижений, а в иных отношениях, быть может, даже возвысился над ним, как об этом свидетельствуют большие успехи русского театра за границей, и как это многократно признавали сами сценические деятели и критики Запада». А главное отличие русского театра, – говорят В. В. Каллаш и Н. Е. Эфрос, – его место в жизни нашей страны: «Русский зритель шёл в театр не только за эмоциями чисто эстетического порядка: в нём он искал и находил ответы и на иные запросы, в том числе общественные. Это поставило в России театр в положение совершенно исключительное, придало ему чрезвычайно важную, ответственную и сложную роль, определило некоторыя, совершенно особыя, черты в его облике».
См. также в Президентской библиотеке:
► История зрелищной культуры в России в материалах фонда Президентской библиотеки : информационно-методический вебинар для центров удаленного доступа к ресурсам Президентской библиотеки / [докладчик: Аскольская Наталья Сергеевна, специалист Отдела обслуживания пользователей Президентской библиотеки ; куратор проекта: Быстрова Мария Николаевна, заместитель начальника Отдела обслуживания пользователей Президентской библиотеки] ; Президентская библиотека, [Отдел обслуживания пользователей]. - Электронные данные (1 видеофайл). -Санкт-Петербург : Президентская библиотека, 2017.
► Литература и театр. Образы и характеры. Взгляд актера : [видеолекция] / Буров Николай Витальевич, директор СПб ГБУК "ГМП "Исаакиевский собор", народный артист России ; Президентская библиотека, [Отдел образовательных программ]. - Электронные данные (1 видеофайл). -Санкт-Петербург : Президентская библиотека, 2015. - (Видеолекторий "Знание о России").
► Русская балетная школа: традиция и современность : [видеолекция] / Николай Цискаридзе, артист балета и балетный педагог, народный артист России, ректор Академии русского балета имени А. Я. Вагановой ; Президентская библиотека, [Научно-образовательный отдел]. - Электронные данные (1 видеофайл). - Санкт-Петербург : Президентская библиотека, 2016. - (Видеолекторий "Знание о России"). - Продолжительность: 110 мин 01 с.
► Владимир Васильев. Танец и судьба : [видеолекция] / Президентская библиотека, [Научно-образовательный отдел]. - Электронные данные (1 видеофайл). -Санкт-Петербург : Президентская библиотека, 2017. - (Видеолекторий "Знание о России"). -Продолжительность: 140 мин 57 с.
► Вебинар «Театр в России» : информационно-методический вебинар для центров удаленного доступа к ресурсам ПБ, [Отдел обслуживания пользователей]. – Электронные данные (1 видеофайл). - Санкт-Петербург : Президентская библиотека, 2019. Продолжительность: 41 мин 55 с.