Библиотека имени В.М. Шукшина

27 марта 2024

История русского театра в материалах Президентской библиотеки

 

Театр в России – явление уникальное и самобытное. И если его история последних десятилетий известна достаточно хорошо, то истоки, уходящие вглубь веков, по-прежнему остаются для многих белым пятном. Устранить его можно, обратившись к коллекции Президентской библиотеки «Год театра в России», которая содержит электронные копии уникальных изданий, посвящённых исследованию русского театра.

История русскаго театра.

История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.

Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество - обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра - драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение. 

Первыми актёрами российского театра были деревенские жители, которые отличались от односельчан лишь тем, что любили выступать на публике и умели развлекать.

Архангельский А.С. Театр до-Петровской Руси (1884)Архангельский А.С. Театр до-Петровской Руси (1884)
Об этом можно прочитать в раритетной книге Александра Семеновича Архангельского «Театр до-петровской Руси» (1884), которая доступна на портале Президентской библиотеки. Автор пишет: «В древнерусских народных играх, обрядах, празднествах, в разнаго рода древнерусских забавах и увеселениях – во всей этой „лести идольской“ – лежали богатые зачатки безыскуственнаго народного театра».

История русскаго театра до половины XVIII столетия (1889)В то же время П. О. Морозов в своём исследовании «История русскаго театра до половины XVIII столетия» (1889) подробно рассказывает о рода зачатках драматической постановки. Это были различные песни и пляски по случаю какого-нибудь значимого события: «У нас на Руси первых признаков появления драматическаго элемента в словесности следует искать в культовом обряде и сопровождающих его песнях, и вместе с тем – в играх, в которых мимический инстинкт, всякому человеку присущий, находит выражение в действии.

Правда, такой примитивный театр имеет свою отличную от прочих театров существенную особенность в том, что содержанием и формой ему служат не сценические произведения, а лишь имеющие магическое значение обряды; но, в общем, такой театр, со строго ограниченным специфическим репертуаром, является, в своих основных зрелищных чертах, самым настоящим театром».

Автор обращает внимание читателя на одном из самых театральных обрядов, совершавшихся, до последнего времени, в русском, украинском и белорусском быту, а именно на свадебном обряде, за которым недаром установилось теперь название «религиозно-бытовой драмы», а за совершением бракосочетания — старинное определение: «играть свадьбу».

Свадьба 

Эту «драму» семейно-племенной общины можно разделить на три больших акта: сватания, обручения и «весилля» (свадьбы), в собственном смысле слова.

Каждый акт, в свою очередь, распадается на ряд сцен, троекратно повторяющихся из действия в действие, все с большим развитием и усложнениями сцены похищения, отпора со стороны родных невесты, примирения борющихся сторон, выкупа невесты у ее родни, религиозных обрядов и вступления молодых в супружество.

Сценою, где развертывается действие, является поочередно то дом невесты, то дом жениха, то двор и прилегающая к нему улица.

Действующими лицами являются жених, именуемый «князем» (безразлично, к коему сословию тот относится), его «дружина» (попросту говоря — компания приятелей жениха, в которую входят сваты, музыканты, возница и др.). «Премьершей», среди действующих лиц является, само собою разумеется, невеста, именуемая, под пару жениху, «княжною», ее дружки, отец и братья, к коим присоединяется потом, по ходу действа, отец жениха и двое матерей, которые в вывороченных мехом наружу кожухах исполняют ряд магических действий «от сглазу» и др.

Одной из значительных особенностей этой многоактной «пьесы», из репертуара обрядового театра, является участие в ней — рядом с «любителями», так сказать, драматического искусства — настоящих профессионалов. Я имею в виду две категории таковых: плакальщиц и скоморохов.

Плакальщицы 

Профессиональные плакальщицы еще недавно приглашались к невесте в подмогу, чтобы возбудить у соседей жалость к «бедняжке», не умеющей плакать как следует (т.е. по-нарочному), а между тем вынужденной покинуть отчий дом и идти работать к «чужаку».

Плакальщицами («плакушами») и причитальницами бывали на Руси большей частью вдовы или старые девы, обращавшие свой талант и навык в профессию, «кормившую» их, как наймиток на свадьбах, на похоронах и проводах рекрутов за хорошее вознаграждение (деньгами, съестными припасами или «отрезами» на платье).

Другой разновидностью профессионалов, принимавших участие в свадебной «драме», были скоморохи, которые же напротив веселили и развлекали народ песнями и плясками, шутками и музыкой. Именно появление скоморохов было одной из причин того, что наряду с обрядовыми игрищами в деревнях стали появляться и действие совсем другого характера. Вот скоморохи и стали теми, кто сыграл важную роль в появлении на Руси таких зрелищ.

Скоморохи 

Итак, кто же такие скоморохи? Народные потешники, которые были званными гостями и у простого люда и в княжеских домах. Быть может, первыми скоморохами были бродячие музыканты, комедианты, появившиеся в Древней Руси из Византии.

Краткий курс истории русского театра (1936)В книге В. Всеволодского-Гернгросса «Краткий курс истории русского театра» (1936), которую также можно найти на портале Президентской библиотеки, говорится о первых «профессиональных» актёрах – скоморохах: «Ещё до развития в России театра носителями „актёрского“ искусства в старой Руси были так называемые скоморохи – балагуры-весельчаки, в одно и то же время игравшие на музыкальных инструментах, сказывавшие исторические песни и сказки, плясавшие, водившие кукол и учёных медведей и т. д. Они были душою всех праздничных собраний, особенно святок, масленицы, свадеб. В скоморошьем репертуаре видное место занимали примитивные диалогические сценки увеселительно-сатирического характера, являвшиеся непосредственным родоначальником игр-комедий и так называемой „народной драмы“».

Одним из любимейших представлений скоморохов был кукольный театр. Один из немецких путешественников Адам Олиарий, посетивший Россию в 1630 г. изобразил на гравюре представление кукольного театра, описав его следующим образом: «Комедианты, обвязываются простыней, поднимают свободную ее часть вверх и устраивают над головой подобие сцены, и показывают на ней преставления из кукол».

Кукольный театр 

Особенно сильным гонениям подверглись скоморошьи потехи в годы монголо-татарского ига, когда особенно вырос в народе авторитет православной церкви. Подобное отношение не было случайным, даже их облик считался на Руси греховным.

Петр Осипович Морозов также подчёркивает, что уже в те времена участники подобных обрядов нередко носили костюмы – совсем как театральные актёры в будущем: «Обычными и наиболее распространёнными у нас типами ряженья являются фигуры животных – волков, лисиц, журавлей, в особенности же медведя и козы; далее мужчины рядятся женщинами и наоборот; рядятся разбойниками, цыганами, чертями», а сами при этом беспрестанно сквернословят.

Рубеж 16-17 вв. стало определенной вехой в развитии русской культуры. В это время роль скоморошества усилилось. Так в 1571 году появляется придворный штат скоморохов, выступавших в придворном чулане, а в 1613 г. уже при Михаиле Романове появляется Потешная палата, которая становится первой в России театральным помещением.

На фоне мятежей, восстаний, постоянных прошений представителей церкви в 1648 г. царь Алексей Михайлович издает Запретительную грамоту. Она предписывала «везде, где появится домры, гусли, хари, то есть маску, всякие бесовские сосуды, т.е. музыкальные инструменты, немедля изымать и сжигать. При повторении проступка-наказывать провинившихся кнутом и ссылать в отдельные окраины». Следом аналогичная грамота вышла в 1654г. Остановилась работа Потешной Палаты.

Однако, как это ни странно, именно царь Алексей Михайлович, положив конец традиции скоморошества, сам же учредит в России 1 придворный театр, просуществовавший с 1672 года до 1676 года.

Во 2 пол. 17 века авторитет православной церкви спадает. Русское средневековье уступает новому времени, усиливается влияние запада, а вместе с ним проникают в русскую культуру увлечение театром. Об этом рассказывает книга Е. Волковой «Боярин Артамон Сергеевич Матвеев и его время» (1897).

Боярин Артамон Сергеевич Матвеев и его время (1897)Боярин Артамон Сергеевич Матвеев и его время (1897)
Связано это с именем боярина Артамона Матвеева, человека весьма образованного и принимавшего западную культуру, который первым и подал идею создания театра по образцу европейского русскому царю, искавшему различные увеселительные мероприятия. Артамон Сергеевич сам взялся за осуществление собственного предложения, повелев проживавшему в Москве пастору Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори заняться набором актёрской труппы, что тот и исполнил с прилежным старанием.

Иоганн Готфрид ГрегориПастор не только взялся за обучение новоявленных артистов — 64 отобранных молодых мужиков и мальчиков-подростков, которых собирал и уговаривал пойти в артисты по различных московским заведениям, но и сочинил пьесу на библейский сюжет об Эсфири, спасшей еврейский народ от бесчинств Амана.

Сначала представление предполагалось в личном доме одного из царских вельмож, однако дело потребовало серьезного подхода, и вскоре в подмосковной резиденции царя, в селе Преображенском, было построено настоящее театральное помещение - Комедийная хоромина, ставшей первым театральным зданием на Руси.

17 октября 1672 года прошло открытие долгожданного театра и первое представление. На этом важном событии присутствовали сам царь и все его ближние бояре. В специальной ложе находились царица и её придворные дамы. В вышеупомянутой книге «Театр до-Петровской Руси»  описывается убранство типичного для того времени театра: «Сцена помещалась на высоком в виде полукружья: перед сценой возвышалось царское место, обитое красным сукном, а за ним галлерея с решётками для царскаго семейства; около галлереи полукружием стояли лавки для высших сановников; для прочих были устроены места по бокам... Оркестр состоял из органа, труб, флейт, скрипки, барабана и литавр помосте, обитом красным сукном, и украшалась ёлками. Самый театр был построен».

Представление длилось десять часов, но царь досмотрел всё до конца и остался очень доволен. Когда спектакль был окончен, зрители тут же отправились в баню, так как считали, что после такого «действа» необходимо смыть с себя все грехи. Театр называли в то время «позорищем» (дословно — зрелищем). И всё же, отмечает автор, в те годы театр в основном был развлечением для высших слоев общества, то есть фактически был придворным. Кроме драматических театров стали устраиваться и балеты.

В 1675 г. Грегори умер, сам же театр, будучи придворным, прекратил свое существование со смертью Алексея Михайловича 26 января 1676г.

Однако придворный театр не был единственным явлением театральной культуры.

Симеон Полоцкий

В период царствования Алексея Михайловича появляется и школьный театр, который просуществовал более полстолетия. Основателем драматургии стал монах Симеон Полоцкий, который был пригашен в Москву воспитателем царских детей, а также С. Полоцкий стал учителем Заиконо-Спасской Академии, на основе которой по его проекту была организована после его смерти Славяно-греко-латинская Академия в 1685 г., в стенах, которой по примеру западных академий, также стали даваться студентами театральныя представления ежегодно два раза, – с целью приучить воспитанников „к честной смелости“». 

История русскаго театра (1914)История русскаго театра (1914)Мощный импульс развитию русской драматической сцены дал, конечно, Пётр I. По замыслу императора, театр должен был стать доступен каждому и служить инструментом европейского просвещения. Об этом можно прочесть в раритетном издании «История русскаго театра» (1914) под редакцией В. В. Каллаша и Н. Е. Эфроса «Ни в одной стране театр не играл такой роли, как в России. Если для „тишайшего царя“ театральныя представления были только придворной забавой, „жалостной“ или „прохладной“, то для его сына, великаго Преобразователя, они уже сделались могучим средством проведения европейскаго просвещения в некультурную русскую среду».

Будучи знаком с западными театрами, Петр чувствовал, что именно театр станет рупором его идей, воспитанием нового человека. Но для этого требовался настоящий театр – такой, каким он был в Западной Европе. «В 1701 году кукольный комедиант Иван Сплавский был отправлен в Польшу, в Данциг для найма целой труппы драматических артистов. Наряду с основными требованиями, предъявляемыми театром к приглашённым актёрам, учитывалось и то, чтобы актеры были „понятными“ русской публике. Однако, приехавшая немецкая труппа некоего „знатного в тех (т. е. театральных) науках звычайного“ принципала Ягана Кунста могла играть только по-немецки. Поэтому тотчас же Кунсту были отданы русские ребята в обучение. Пётр сделал театр Кунста не придворным, а публичным, что резко отличает этот театр от театра его отца и его преемников», – пишет В. Всеволодский-Гернгросс в «Кратком курсе истории русского театра» (1936).

Комедийной хоромины уже не существовало, и было решено построить на Красной площади Комедийную Храмину.

Однако так бодро начатое театральное дело просуществовало недолго. В 1706 г. театр на Красной площади был закрыт. По мнению историков, причина была в том, что театр не выполнил ту идеологическую роль, на которую рассчитывал Петр, и кроме того, перевод иностранных пьес составлял желать лучшего, так многие метафорические выражения переводились буквально и текст соответственно терял смысл. В репертуаре отсутствовали пьесы русские, повествовавшие о понятной публике жизни.

Весной 1707 г. в Китай городе стали разбирать деревянные постройки, сняли крышу с Комедийной храмины, но Петр запретил сносить театральное здание. Все театральное имущество забрала себе сестра Петра царевна Наталья Алексеевна, решившая организовать свой домашний театр. В 1708 г. царевна перебирается в Петербург. Здесь было оборудовано специальное здание.

Шляпкин И. А. Ц аревна Наталья Алексеевна и театр ее времени

Илья Александрович Шляпкин – историк литературы и археограф в исследовании «Царевна Наталья Алексеевна и театр ее времени» дает освещение одному из малоизученных периодов в истории русского театра в издании 1898 года серии «Памятники древней письменности».

Приводится рукопись, в которой содержатся ноты, ролевые отрезки комедий и других произведений для театра: поздравления, приветствия, диалоги о премудрости, а также выписки ролей из пьес, написанных самой Натальей Алексеевной, например пьеса «Екатерина Великомученица». Наталья Алексеевна сама перерабатывала библейские сюжеты и сцены современной жизни, рыцарских романов.

Первый общедоступный театр в России 1917В издании историка и публициста Александра Кизеветтера «Первый общедоступный театр в России» (1917) идет повествование об эпохе царевны Натальи Алексеевны и Петра Первого. Со смертью Натальи Алексеевны в 1716 г. театр прекратил свое существование.

В первой половине XVIII века так же был популярен театр демократических слоёв городского населения. Публичные выступления устраивали приказные служители, слуги, ремесленники, школяры и все желающие. Назывались эти представления «игрищами». Оформление спектаклей отличалось крайней простотой – актёры играли в рогожных костюмах. Публика извещалась о представлениях звуками рогов; кроме того в окне дома, где происходило «игрище», выставлялся фонарь. Театры демократических слоёв городского населения представляли собой как бы промежуточное звено между народными «игрищами» и профессиональным театром.

Придворный театр переживал полосу застоя. Некоторое оживление в театральную жизнь при дворе произошли во время правления Анны Иоанновны. В 1737 году в зимнем дворце был построен зал на 1000 мест. Во время ее правления увеличилось число приезжих иностранных трупп: голландцы, немцы, англичане, выступавших в разных жанрах. При ее дворе оживилась шутовская культура, продолжавшая традиции скоморохов – у нее были великаны и карлы, шуты и шутихи.

Станюкович В. К. Домашний крепостной театр Шереметевых XVIII века. - Ленинград 1927.Прасковья Жемчугова-КовалеваВслед за придворным театром стали развиваться и домашние театры, театры дворян. Одним из самых известных театров в России в середине 18-го века был крепостной театр Шереметьевых, основанный Петром Борисовичем Шереметьевым. В книге «Домашний крепостной театр Шереметевых XVIII века» (1927) искусствоведа Владимира Станюковича приводятся интересные факты об организации театра в имении Кускова, о репертуаре и актерском составе. К выдающимся русским крепостным актрисам надо отнести и блиставшую в театре графов Шереметевых Прасковью Жемчугову-Ковалеву, бывшую крепостную актрису, ставшую графиней Шереметевой.

Известен и другой крепостной театр в России, о котором повествует издание Николая Павловича Кашина 1927 года – «Театр Н. Б. Юсупова». Материал знакомит нас с личностью Николая Борисовича Юсупова и его материальным благосостоянием, показывая какое место занимал театр среди его расходных статей. Репертуар этих театров составляли, как правило, произведения европейских авторов и музыкантов, в первую очередь французских и итальянских: Однако уже появлялись и русские авторы.

А затем на престол взошла дочь Петра – Елизавета Петровна.

В царствование Елизаветы Петровны музыкальное и театральное дело очень выросло и стало на ноги. В середине XVIII века в России сложились все условия для создания национального театра. Возникла и развивалась национальная драматургия. В широко распространившихся по стране театрах «охочих комедиантов» формировались многочисленные кадры полупрофессиональных актёров. О настоятельной потребности в национальном театре свидетельствовало множество любительских трупп, стихийно зарождавшихся в разных социальных слоях русского общества.

Федор Волков«Отцом русского театра», по определению Белинского, стал Фёдор Григорьевич Волков (1728-1763). В 1750 году в Ярославле Волковым был открыт театр. Играла в этом театре труппа любителей-разночинцев. Первоначально театр помещался в старом амбаре, оборудованном усилиями Волкова для театральных представлений. Спектакли имели успех у ярославской публики, и вскоре маленькое здание стало тесно для умножающегося числа зрителей. Так необходимые средства для построения нового здания театра были найдены, благодаря публике, заинтересованной в таком театре.

Алексей Алексеевич Ярцев в изданиях «Ф. Г. Волков (основатель русского театра) : его жизнь в связи с историей русской театральной старины : биографические очерки А. А. Ярцева : с портретами Волкова, Дмитревского, Плавильщикова, Яковлева и Семеновой» и «Основание и основатель русского театра (Ф. Г. Волков) : с портретом Волкова, планами "Волковского Ярославля" и дома Волкова, видами: Николо-Надеинской церкви, иконостаса, царских врат (работы Волкова), Полушкиной рощи и Ярославского театра» приводят биографические очерки о жизни и деятельности Федора Григорьевича.

Волков_Ярцев

В 1751 году известие о ярославском театре доходят до Петербурга. И в январе 1752 года императрицей был издан указ, по которому Волкову вместе с братьями Григорием и Гавриилом, а так же другими членами труппы, надлежало прибыть в Петербург. К концу месяца «ярославцы» приезжают в Царское Село, где и состоялось представления «Хорева», «Синава», «Аристоны», и «Гамлета». Наиболее талантливые актёры ярославского театра были отданы на обучение в Шляхетный корпус.

Головкинский каменный дом на Васильевском острове30 августа 1756 года последовал исторический для русской сцены указ императрицы Елизаветы Петровны, в котором она повелевала «учредить русский для представления трагедий и комедий театр». Под театр был отдан Головкинский каменный дом на Васильевском острове. Директором театра был назначен уже известный к тому времени драматург и поэт А.П. Сумароков. 

Авторы-редакторы «Истории русскаго театра» в начале XX столетия отмечают: «Развитие русскаго театра шло быстрым темпом. Но, начав жить значительно позднее других, русский театр во всех его слагающих частях, и в драматургии, и в искусстве актера, и в обстановке спектакля, развивался с такой напряжённостью и быстротой, что успел к нашему времени сравняться с западно-европейским театром в глубине и красоте своих достижений, а в иных отношениях, быть может, даже возвысился над ним, как об этом свидетельствуют большие успехи русского театра за границей, и как это многократно признавали сами сценические деятели и критики Запада». А главное отличие русского театра, – говорят В. В. Каллаш и Н. Е. Эфрос, – его место в жизни нашей страны: «Русский зритель шёл в театр не только за эмоциями чисто эстетического порядка: в нём он искал и находил ответы и на иные запросы, в том числе общественные. Это поставило в России театр в положение совершенно исключительное, придало ему чрезвычайно важную, ответственную и сложную роль, определило некоторыя, совершенно особыя, черты в его облике».

 

См. также в Президентской библиотеке:

► История зрелищной культуры в России в материалах фонда Президентской библиотеки : информационно-методический вебинар для центров удаленного доступа к ресурсам Президентской библиотеки / [докладчик: Аскольская Наталья Сергеевна, специалист Отдела обслуживания пользователей Президентской библиотеки ; куратор проекта: Быстрова Мария Николаевна, заместитель начальника Отдела обслуживания пользователей Президентской библиотеки] ; Президентская библиотека, [Отдел обслуживания пользователей]. - Электронные данные (1 видеофайл). -Санкт-Петербург : Президентская библиотека, 2017.

► Литература и театр. Образы и характеры. Взгляд актера : [видеолекция] / Буров Николай Витальевич, директор СПб ГБУК "ГМП "Исаакиевский собор", народный артист России ; Президентская библиотека, [Отдел образовательных программ]. - Электронные данные (1 видеофайл). -Санкт-Петербург : Президентская библиотека, 2015. - (Видеолекторий "Знание о России").

► Русская балетная школа: традиция и современность : [видеолекция] / Николай Цискаридзе, артист балета и балетный педагог, народный артист России, ректор Академии русского балета имени А. Я. Вагановой ; Президентская библиотека, [Научно-образовательный отдел]. - Электронные данные (1 видеофайл). - Санкт-Петербург : Президентская библиотека, 2016. - (Видеолекторий "Знание о России"). - Продолжительность: 110 мин 01 с. 

► Владимир Васильев. Танец и судьба : [видеолекция] / Президентская библиотека, [Научно-образовательный отдел]. - Электронные данные (1 видеофайл). -Санкт-Петербург : Президентская библиотека, 2017. - (Видеолекторий "Знание о России"). -Продолжительность: 140 мин 57 с. 

► Вебинар «Театр в России» : информационно-методический вебинар для центров удаленного доступа к ресурсам ПБ, [Отдел обслуживания пользователей]. – Электронные данные (1 видеофайл). - Санкт-Петербург : Президентская библиотека, 2019. Продолжительность: 41 мин 55 с.


Поделиться страницей