В нашей стране более восьмидесяти территориальных единиц – областей, республик, краев…
И почти в каждой из них есть свои мастера народного творчества, в котором выражается вся культура, история и традиции региона. Народные промыслы России, зародившиеся много веков назад – это незаурядная эстетика и самобытный стиль, узнаваемый во всем мире.
Ростовская финифть – русский народный художественный промысел, существующий предположительно с XVIII века в Ростове Великом. По одной из легенд, финифть пришла в Россию из Византии, где ее называли «огненным письмом». Ростовские мастера украшали ею иконы, кресты, церковную утварь. Впоследствии финифтью стали декорировать шкатулки, ювелирные изделия, ларцы, декоративные панно и сувениры. На Руси она ценилась наравне с золотом и серебром.
В 1911 году была открыта школа-мастерская, позже – артель «Возрождение», в которой мастера продолжали традиции ростовской финифти. Сегодня изделия из финифти украшают коллекции лучших музеев мира и пользуются неизменным успехом у всех ценителей прекрасного.
Русская жемчужина,
Нас чаруешь ты.
Синяя фантазия – море красоты!
М. Г. Аверьянов
Гжель – особый вид росписи по керамике и один из самых известных народных художественных промыслов России. Историю её зарождения принято отсчитывать с 1339 года — именно этим годом датируются письменные издания, в которых упоминается гжель. А своё название гжель берёт из одноименной деревни, расположенной недалеко от Москвы, в которой с древности занимались гончарным искусством. Здесь создавали разные глиняные изделия, лепили и обжигали керамическую посуду и фигурки, расписывая разноцветными красками, но в 1800-х годах технология изменилась. На гжельских мануфактурах стали производить фаянсовые изделия. Для новой продукции использовали другую глазурь и технику обжига. Расписывать посуду и статуэтки решили кобальтом — синей краской, которая легко переносила высокие температуры.
История гжели насчитывает не одно столетие, но интерес к этому художественному промыслу не угас. А это значит, что сказочные цветы гжели будут цвести по-прежнему.
Ещё один старинный русский промысел – хохлома – роспись по дереву. Традиционно в хохломской росписи используются три основных цвета – красный, черный и золотой. Первый символизирует солнце, жизненную энергию и радость, второй олицетворяет силу и глубину, а последний – роскошь, богатство и божественное начало. Но иногда можно встретить оранжевый, коричневый, желтый и зеленый цвета. Узорный орнамент составляют птицы, рыбы, растения и ягоды.
Придумали хохломскую роспись в одной из деревушек Заволжья. Где доподлинно неизвестно, но, легенды уводят нас в нижегородские леса. Именно там, на берегу тихой реки, жил человек, вырезавший из дерева посуду и раскрашивавший её так, что казалась она сделанной из золота. Когда об этом узнал царь, то очень рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?». Топнул ногой, стукнул посохом и потребовал найти и доставить этого умельца во дворец. Но сколько солдаты не искали, найти так и не смогли. Ушел он неведомо куда, а свои знания передал местным крестьянам. И теперь в каждой избе были «золотые» чашки да ложки.
А продавали эти изделия на самой большой торговой площади Заволжья – в селе Хохлома. Отсюда и пошло название «золотая хохлома».