Тяга к прекрасному – одно из самых естественных и древних свойств человеческой натуры.
Искусство…
Когда и где возникло это неуёмное стремление человеческого духа запечатлеть окружающий мир во всех его ипостасях, придавая смысл собственному существованию и направлять его к достижению высших целей?
Этого мы, вероятно, не узнаем никогда. Но именно с тех далеких пор искусство является одной из неотъемлемых сторон общественной жизни.
Самое молодое направление в искусстве – это кино.
История кинематографа сохранила имена представителей разных стран. Среди них – братья М. и Э. Складановские в Германии, В. Сашин- Фёдоров, Н. Акимов, И. Тимченко в России, Т. А. Эдисон и Л. Диксон в США. Все они дошли до понимания того, что фотографии можно оживить и демонстрировать, но не превратили это изобретение в общественное достояние.
Официально признанными изобретателями кинематографа считаются французские учёные, инженеры, предприниматели Луи и Огюст Люмьеры.
Первой экспериментальной демонстрацией кино стал показ их фильма «Выход рабочих с фабрики Люмьер» 22 марта 1895 года для членов Общества поощрения национальной индустрии в Париже. 1 июня того же года участникам фотографического конгресса были показаны ещё семь фильмов братьев Люмьер, и среди них – «Завтрак ребёнка» и «Политый поливальщик».
Но днём рождения кинематографа принято считать 28 декабря 1895 года. Именно в этот поистине знаменательный день в помещении парижского «Гранд Кафе» на бульваре Капуцинов прошел первый публичный показ фильма «Прибытие поезда», снятого Люмьерами на изобретенном ими аппарате.
Место, где родилось чудо
Искусство требует знаний.
Бертольд Брехт
Как техническое изобретение кино самым тесным образом смыкалось с рядом великих открытий XIX и XX веков: электричеством, телеграфом, телефоном, радио, позволявшими осуществить ранее немыслимые формы связи между самыми отдаленными точками земного шара.
Хотя камера-обскура была известна ещё в средние века, потребовалось несколько столетий, пока в 1839 году смогла появиться фотография, а переход от нее к кинематографии занял ещё более полувека.
Сеансы наглядно показали, какой огромный интерес вызывает кино у публики. Показы проводились весь день. Продолжительность сеанса была 20 минут, а стоимость билета – один франк. Уже через три недели после первых демонстраций ежедневная выручка составляла 2000-2500 франков.
Кино должно заставить зрителя забыть о том, что он сидит в кино.
Роман Полански
Кинематограф привлекал новизной зрелища. Достоверность предметов была настолько велика, что многие зрители считали показ фильма волшебством. В первые дни демонстрации большое волнение вызывал тот момент в фильме «Прибытие поезда», когда паровоз как бы врезался в зрительный зал. В этот момент особо впечатлительные зрители соскакивали со своих мест, пытаясь увернуться и убежать от поезда. После просмотра подходили к стене, на которой висел экран, и ощупывали её, отыскивая скрытую дверь, за которой исчезли призраки.
С самых ранних времён существования кинематографа выделились две линии развития, которые назвали «линией Люмьера» и «линией Мельеса». Первая связана со стремлением к документальности, вторая – со зрелищностью.
Волшебник экрана Жорж Мельес перенёс в кино опыт магического театра, обогащенный возможностями комбинированных и трюковых съёмок. Он по праву считается первооснователем кино как зрелищного искусства.
Искусство кино – великая ценность, которую человечество получило благодаря развитию научно-технического прогресса.
«Великий немой»… Но каким выразительным было его молчание!
А. В. Лаврухин
Многие историки кино считают, что кинематограф стал искусством только с середины 1910-х гг. – с момента возникновения так называемой системы монтажного повествования, позволявшей рассказывать более или менее развернутые истории. А в конце 1910-х и 1920-е гг. соотношение зрелищности и повествовательности в известной мере достигло гармонии. Этот период по праву называют «золотым веком» немого кино.
Немое кино послужило платформой для разнообразного потока открытий как в выразительной, так и в содержательной сферах средств кинематографа. И как таковое, его можно считать самостоятельным видом искусства, отличным от дальнейшего развития звукового кино.
Какова бы ни была дальнейшая судьба кинематографа, дух кино, создавшего новый мир зрительных образов, будет существовать по-прежнему, претерпевая лишь изменение формы, обусловленные постоянным процессом революционного развития техники.
Похоже, знаменитый «поезд» братьев Люмьер прибыл на кольцевую ветку, где каждый день – День кино.