«Историю жизни В. М. Шукшина можно рассказывать по-разному…» |
Книга написана на основе большого и документального материала и глубокого анализа литературных произведений В. М. Шукшина, подарившего мировой литературе нового героя – причудливого мудреца, неудачника в обыденной жизни, мечтателя и своеобразного философа, обитающего в глубине народа. Книга иллюстрирована редкими фотографиями В. Шукшина из музея Киностудии имени М. Горького.
Главная и дорогая тайна этой книги в том, что автор шел за героем и «рос» с ним, вглядываясь в мучительное начало его биографии и медленное прорастание его судьбы. Торопился ободрить, поддержать, защитить своего героя от критики, «объяснить» читателю мысль Василия Макаровича… И так от страницы к странице глубже и полнее, пока они не сольются в одно сердце, и всякое слово не наполнится печалью и силой. |
Книга, изданная на Алтае, представляет вниманию читателей биографию Василию Макаровича Шукшина. Это история непростой и невероятной судьбы, тернистого творческого пути. Автор биографии – известный писатель, филолог и публицист Алексей Варламов, профессор МГУ.
Историю жизни Василия Макаровича Шукшина можно рассказывать по-разному. Можно написать героическое сочинение о том, как парень из далекого алтайского села сумел по-гагарински (или, учитывая фактор землячества, по-титовски) чудесным образом взлететь на высоту своего времени, стать великим писателем, режиссером, актером и стяжать прижизненную народную славу, не так часто выпадающую на русскую долю, когда «любить умеют только мертвых». А можно изложить этот сюжет совсем иначе… |
Эта книга – не просто биография Шукшина, а четкая авторская позиция как события жизни человека потом становились событиями его книг и фильмов. И это очень интересное исследование.
Писателей называют инженерами человеческих душ, но это не так. Душане механизм, с ней работают не инженеры, а поэты. Таким поэтом и был Василий Макарович Шукшин – настоящим, великим. Его творчество – напоминание людям о том, что они не винтики, что они рождены делать добро, любить мир, жизнь, друг друга. |
25 тысяч человек посетили мероприятия «Шукшинских дней». Больше всего людей собрала церемония закрытия XXIV Всероссийского Шукшинского кинофестиваля. На гору Пикет в Сростках приехало около 10 тысяч человек.
// Алтайская правда. -2022. – 27 июля. – С. 1
В пору шукшинского «бума» (вскоре после смерти писателя), когда о Василии Макаровиче писали все, кому не лень – настолько он представлялся общедоступным, – некоторых героев его рассказов скопом окрестили «чудиками». Шукшин как бы сам предложил термин для классификации, вывел родовые черты героя в рассказе «Чудик». Словечко подхватили, под перьями истолкователей «чудики» вышли все как один…
Между тем «бум» закончился; в отношении творческого наследия Шукшина (речь идет о его прозе) наступило затишье (чтобы не сказать: забвение). Когда нынче перечитываешь рассказы великого затейника слова, никак не поддающегося этой самой классификации, первая мысль приходит: слава Богу, что затишье. Вошло в сознательный возраст поколение людей, после Шукшина живущих, «бумом» не замороченных, знающих нечто такое про нашу жизнь, о чем истолкователи времен повальной «шукшинианы» если и догадывались, вслух сказать не могли.
В перечитывание прозы Василия Шукшина нынче лучше пускаться без груза многознания (тем более всезнания), налегке, непредвзято. И, заверяю каждого эрудита, что явит себя Шукшин – пусть знакомым, даже привычным, – и обязательно околдует тайной таланта, вовсе не раскрытой. И так пребудет во веки веков.
Горышин Г. «Глубоко и по-настоящему жить…» // Аврора. – 1989. – № 7. – С. 73
Он пробился. Он с нами, пока мы с ним. И пока мы с ним, мы лучше…
Абрамов Н. Человек от земли // Темп. – 2021. – 8 декабря. – С. 3
Рискну заявить: Шукшин – автор недопрочитанный. Свой в доску «Макарыч» до сих пор не расшифрован.
Он искусно казался безыскусным, и ему верили. Образованность, большая работа оставались за кадром и строкой. Когда читаешь Шукшина, кажется, что это вообще не литература – просто человек говорит с тобой, не думая о композиции, метафорах… Рассказы часто начинаются без прогрева: «Старик Наум Евстигнеич хворал с похмелья…», «Сашку Ермолаева обидели…». Каждый – как стихотворение. Цельный, как кристалл или сибирский валенок, – совершенное в своем роде произведение без швов, изготовленное непостижимым образом.
Авченко В. Шифр Шукшина. Размышления у алтайского Пикета / В. Авченко // Юность. – 2021. – № 10. – С. 116
Тексты и ноты трех песен Шукшина обнаружили сотрудники Государственного музея истории литературы, культуры и искусства Алтая среди бумаг известного на Алтае хореографа Александра Павловича Батырева.
Тепляков С. Казачьи песни Шукшина / С. Тепляков // Культура Алтайского края. – 2020. – № 3. – С. 2
Нам, Василий Макарыч, избыть бы хандру-кутерьму,
Саркастически лыбиться всем ко всему безучастным.
Только русский привык жить по сердцу, а не по уму,
Зарекаться и снова рыдать над калиною красной!
Сейдаметова К. «Из редакции выйдешь на улицу – сотни машин…»: стихотворение / К. Сейдаметова // Наш современник. – 2020. – № 10. – С. 62
…не принимают многие поклонники Шукшина Тарковского (и не только поклонники Шукшина). Тарковский, мол, элитарен, непонятен, заумный, еще и эмигрировал. Вот Шукшин бы никогда, ни-ни…
Да, пожалуй, Шукшин бы не эмигрировал, трудно представить его живущим на Западе… Да немного и Тарковский-то пожил.
Шукшин же, по мнению многих почитателей Тарковского, «зрителей-интеллектуалов» - слишком прост, кондов. Обвиняют его в есенинщине, обнимание берёзок припоминают обязательно. Лубок, мол, это всё.
У Тарковского, едва ли не с детства, любимый композитор – Бах. Шукшину же необходимы были в фильмах застольные песни или балалаечник-самородок в «Печках-лавочках», которого всё равно заставили «вырезать»…
Но оба, и Шукшин и Тарковский, шли и пришли к религиозному кино, христианскому.
Ермаков Д. Шукшин и Тарковский / Д. Ермаков // Наш современник. – 2021. – № 2. – С. 261
Бывает достаточно одной – единственной фразы или какого-нибудь кусочка текста, чтобы автор буквально пленил мастерством. Образцом изысканной прозы для В. М. Шукшина оказался немецкий писатель Георг Кристофа Лихтенберг. В. М. Шукшин включил его юмористическое высказывание в свой бесспорно литературный шедевр – киноповесть «Калина красная».
Юрлов Н. Вразброд // Литературная Россия – 2020. – 28 августа. – С. 2
Шукшин начал писать поздно, Платонов, напротив, рано, по сути, все лучшее он написал в том возрасте, в котором Шукшин еще не занимался словесностью. Образы платоновских мудрецов – плод воображения двадцати шести – тридцатилетнего автора, тогда как Шукшинские созданы зрелым писателем, который до того много наблюдал и думал.
Артемьев М. Платонов и Шукшин // Литературная Россия – 2020. – 25 сентября – С.6
Василий Шукшин и Михаил Евдокимов – два сына Алтая. В памяти народной они давно вместе. Шукшин – худой, хмурый, и Евдокимов – в теле, добродушный. Шукшин – колючий, мало кого к себе подпускавший, и Евдокимов, которого каждый считал своим другом.
Тепляков С. Евдокимов и Шукшин: два ствола из одного корня // Деловой Бийск – 2020. – 7 октября. – С. 8
За годы, прошедшие после смерти Василия Шукшина, вышли две его биографии в серии «ЖЗЛ» и несколько биографических сборников. Авторы в основном пользуются наработками друг друга. Фантазии, домыслы и мифы переходят от одного автора к другому. Изменить эту ситуацию, на мой взгляд, может личный архив Шукшина, который доступен сегодня не всем. Только государству по силам к 100-летию Шукшина озаботиться полным изданием личного архива писателя и режиссера без купюр.
Заболоцкий А. Кому в угоду перелопачивают Шукшина //Сибирь. – 2018. – № 3. – С. 150
Чудо Пушкина: вознесся над блистательными дворянскими талантами, поскольку пробился духом и словом к народу, суть крестьянству, и стал народным поэтом. Чудо Шукшина: не превосходя по художественному дару других «деревенщиков», превзошел духом, ибо возлюбил Россию и родной народ до сердечной боли, до смерти, и тому, кто хаял русских, мог по-мужичьи и в лоб дать.
Уваров С. Выразитель русского народа //Сибирь. – 2019. - № 3. – С. 20
Уважаемые читатели! Рады представить вам новые книги о В.М. Шукшине. |
«Воспоминания о Шукшине» дают читателю возможность погрузиться в лабораторию художника и таким образом попытаться его понять: интеллигенция и народ, мужчина и женщина, дорога и праздник, бегство и воля, грезы и странности – все смешалось в мире Шукшина, поднявшегося над горизонтом повседневной русской суеты с вопросами, на которые и сегодня мы никак не можем найти ответов. Василий Степанов В сборнике вы найдете фрагменты воспоминаний о Василии Макаровиче Шукшине Л. Федосеевой – Шукшиной Н. Мордюковой, М. Хуциева, С. Герасимова, Ю. Никулина, И. Рыжова и др. статьи о его актерских и режиссерских работах, а также исследования его творческого наследия. Глава «Шукшин о Шукшине» включает выдержки из интервью писателя разных лет. |
Книга «Диалоги о Шукшине» – сборник международной научно-исследовательской конференции, которая прошла в Санкт-Петербурге декабре 2016 года. Среди авторов – С. Авдоньева, Д. Быков, Д. Гиллеспи, В. Елистратов, А. Куляпин, Д. Марьин, А. Разувалова, В. Фомин, И. Чечот и др. Каждый из них по-своему пытается расширить контекст восприятия отечественного классика, рассуждая о Василии Шукшине в литературе и кино, изобразительном искусстве и театре. |
В разные годы (1976, 1981, 1994) Алтайской краевой универсальной научной библиотекой им. В. Я. Шишкова было подготовлено три выпуска библиографического указателя «В. М. Шукшин». В новом издании собраны и систематизированы материалы с 1958 по 2017 годы о деятельности В. М. Шукшина как писателя, кинорежиссера, сценариста, актера; отражены произведения Шукшина, литература о его жизни и творчестве. В содержании указателя выделено три основных раздела: «Произведения В.М. Шукшина», «Литература о его жизни и творчестве», «Памяти В. М. Шукшина». |